Так и не вышло до начала ноября долгожданное правительственное постановление о выплатах за ученые степени научным сотрудникам, не работающим в системе высшего образования. Между тем вузовским ученым 7 тысяч за докторскую и 3 тысячи за кандидатскую степень будут выплачивать с 1 ноября. В бюджет Академии наук на текущий год средства на повышение степенных надбавок тоже заложены, и появление документа, дающего основание для их выплат, ученым обещано давно. Где он затерялся? Такой вопрос задал с трибуны очередного заседания Президиума РАН приглашенный на него председатель Совета академического профсоюза Вячеслав Вдовин. Вслух ответ не прозвучал, но после заседания представители профсоюза провели консультации по этому вопросу с руководством РАН.
“Поиск” выяснил, как обстоят дела с волнующим научное сообщество вопросом. В.Вдовин сообщил нам, что обеспокоенный отсутствием постановления о надбавках профсоюз в середине октября направил в правительство телеграмму. Ответа на нее до сих пор не получено. Подготовлена следующая телеграмма, уже в аппарат Президента РФ. “Пока известно только, что необходимый документ застрял в бюрократических коридорах ответственных министерств, - сообщил Вячеслав Федорович. - Судьба его неясна, и это очень опасно. Отсутствие постановления грозит задержкой выплат зарезервированных на степенные надбавки средств. Если это протянется до конца года, они будут просто возвращены в бюджет. В принципе эти деньги можно выплатить в качестве стимулирующих надбавок. Но что будут делать руководители организаций, если постановление все-таки выйдет? Неповоротливость правительственных чиновников, в первую очередь в Минобрнауки, не только ведет к созданию напряженности в академических коллективах, но и грозит потерей средств. Если в ближайшее время документ не появится, наш профсоюз перейдет к публичным акциям”.
Еще один пример некомпетентности чиновников, пытающихся реформировать РАН, привел на заседании президиума академик Геннадий Месяц. “Недавно мы получили проект “Положения о порядке конкурсного замещения должностей научных и руководящих работников РАН”, подготовленный Министерством образования и науки, - сообщил Геннадий Андреевич. - Видно, что его разработчики не знают структуры и принципов функционирования Академии наук. Так, комиссии, проводящие конкурсные процедуры по избранию на вакантную должность или на новый срок руководителей организации, они предполагают формировать без участия отраслевых отделений РАН. И таких ляпов в документе немало”.
Согласовать очередное положение академия должна в кратчайшие сроки. Отделения уже занялись улучшением качества разработанного Минобрнауки документа. Однако нет гарантий, что с этими поправками не обойдутся так же, как с предыдущими, которые внес Совет директоров институтов РАН в проект представленного министерством “Положения о стимулирующих надбавках”. На восьмистраничный текст положения институты и научные центры РАН ответили замечаниями, которые были изложены на 48 страницах! И этот материал был направлен в том числе в министерство. По слухам, их практически не приняли во внимание. К сожалению, окончательный вариант на момент подписания номера не обнародован и пребывает на утверждении где-то в министерствах.
А ведь обретя законную силу в качестве приложений к постановлению правительства - об этом тоже много говорилось на заседании президиума, - все навязанные академии положения повлияют на поправки в Устав РАН. Их придется учитывать, и это вызовет очередные разногласия.
Ожидая скорого принятия Госдумой законопроекта, вносящего изменения в уставные нормы академии, президиум дал старт работе над поправками в Устав РАН. Он продлил полномочия существующей уставной комиссии под председательством академика Юрия Осипьяна, дав указания на ближайшем заседании кооптировать в нее новых членов и приступить к подготовке новой редакции устава.