В Стокгольме объявлены имена лауреатов Нобелевской премии по физике - это американцы Джон Мазер и Джордж Смут. Спору нет, это первоклассные ученые. Но дело в том, что открытие анизотропии реликтового излучения сделано учеными из России. Мало того, Мазер и Смут в публикациях ссылались на российских коллег.
В 1946 году тайно убежавший на Запад выдающийся советский физик Георгий Гамов предсказал реликтовое излучение Вселенной. Реликтовое излучение - это затерявшиеся в космосе следы Вселенной в момент ее рождения 14 млрд лет назад. В 1965 году излучение было открыто, и американцы Пензиас и Вилсон получили Нобелевскую премию, хотя добились успеха случайно, а их соотечественник Вилкинсон, который всю жизнь охотился за реликтовым излучением, остался у разбитого корыта.
В 1983 году в СССР был запущен спутник "Прогноз-9", удалившийся от Земли на расстояние 700 тыс. км, далеко за орбиту Луны. Научным руководителем эксперимента "Реликт" в Институте космических исследований был академик Николай Кардашев, техническим руководителем - доктор физико-математических наук Игорь Струков. Данные "Прогноза" были обработаны и в январе 1992 года доложены в Москве в Астрономическом институте имени Штернберга. Сенсационный результат: открытие анизотропии, неоднородности реликтового излучения. Сразу же последовала публикация в "Письмах в Астрономический журнал" АН СССР. И в том же 1992 году - в английском Monthly Notices Royal Astronomical Society, издаваемом Королевским обществом. Статьи были подписаны Игорем Струковым, Дмитрием Скулачевым, Андреем Брюхановым и Михаилом Сажиным.
И только после этого в мае 1992 года статью с сообщением об открытии - вернее, с подтверждением об открытии анизотропии реликтового излучения - опубликовали американцы Джон Мазер и Джордж Смут. Их работа сделана по данным спутника COBE (COsmic Background Explorer), запущенного в 1989 году. Качество американских данных выше, поскольку спутник новее, но Мазер и Смут отдавали приоритет российским коллегам и в статьях ссылались на команду Струкова.
В начале 1990-х годов в России готовились запустить новый спутник "Прогноз" на орбиту в 1 млн км от Земли для постановки эксперимента "Реликт-2". Новый спутник имел чувствительность в несколько раз выше, чем у американцев, и должен был добыть самые полные данные по реликтовому излучению. Но на науку в России денег в ту пору не выделялось вовсе - и практически готовый аппарат был вычеркнут из всех программ.
Американцы меж тем продолжали работать, запустили новый спутник W-MAP (первая буква — в память выдающегося неудачника Вилкинсона). Было много конференций, много статей с новыми, более точными параметрами анизотропии реликтового излучения. Постепенно имена российских ученых, которые уже не участвовали в научной гонке, забылись и перестали цитироваться, словно они по своей охоте ушли из большой науки.
- Мы сделали открытие и проиграли PR-кампанию, - сказал "Известиям" заведующий лабораторией ИКИ РАН Дмитрий Скулачев. - Можем считать себя пострадавшими, обойденными Нобелевским комитетом. Но по-настоящему больно было, когда выбросили наш замечательный аппарат "Прогноз". Нет нас в анналах — и нет премии.
Сделавший первый в мире доклад об анизотропии реликтового излучения Андрей Брюханов давно покинул науку и работает в компьютерной фирме. Могло ли повернуться так, что он стал бы нобелевским лауреатом? Ответ на этот вопрос науке неизвестен.