На Урале создан кластер двойного назначения по транспортному машиностроению.
Из реального сектора в состав объединения вошли «Уралтрансмаш» и НПО автоматики, от вузовской среды - УрФУ и УрГУПС. Технологическим лидером кластера выбрана компания-разработчик «Автоматизированные системы и комплексы».
Стратегическая цель - создание нового высокотехничного транспорта, упрощение и ускорение цепочки от НИОКР до серийного производства. По словам гендиректора Института государственно-частного планирования, главы межведомственной рабочей группы при коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) Елены Антипиной, у России есть возможность получить качественный подвижной состав, опережающий мировые тенденции с учетом уже имеющихся наработок по гибридным вагонам и автономному ходу.
«Наша задача - помочь кластеру привлечь инфраструктурные кредиты по линии Минстроя и Минтранса РФ, тогда трамвай побежит быстрее по улицам не только Екатеринбурга, но и других городов», - отметила Елена Антипина.
Как отмечает председатель УрО РАН, вице-президент РАН, академик РАН Валерий Чарушин, у кластеров двойного назначения большой потенциал. Только в Свердловской области находится свыше 20 организаций РАН. Тематика их исследований связана с созданием новых материалов и технологий.
Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач предлагает в рамках кластера транспортного машиностроения реализовать научно-практический проект по коленвалам. Как известно, в России они изготавливаются по другой технологии, чем в Европе, соответственно, при прямой замене могут возникнуть сложности. Президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Николай Клейн говорит, что расширил бы номенклатуру импортозамещения за счет асинхронных двигателей. Завод имени Калинина раньше завозил их из Германии и Италии и ставил на коммунальные машины. Как оказалось, буквально в часе езды от Екатеринбурга, в Каменске-Уральском, есть предприятие, которое также может изготовить продукцию.
«Потенциал промышленности Свердловской области огромен, главное - правильно его использовать. На нас тоже выходит много «гражданских» с вопросом: «Можете сделать? У вас же станки с ЧПУ». Но не по профилю! Например, несколько писем было с предложением разместить производство дизелей, но для этого нужны специальные агрегатные линии, иначе двигатели получатся золотые», - подчеркнул Клейн.
По идее, ликвидировать пробелы в знаниях представителей реального сектора друг о друге должна ГИС Промышленность. За год количество ее зарегистрированных пользователей увеличилось с 54 до 86 тысяч, а товарный каталог расширился с 800 тысяч до 1,2 миллиона позиций. Но, по данным минпромнауки Свердловской области, в регионе этой платформой пользуются не более 30 процентов предприятий.
«Нужна единая база данных, чтобы ткнул снабженец в одну строчку и увидел, что в Курской области, например, имеется завод с такой же номенклатурной позицией или компетенцией. Аналогично - по услугам. По отзывам директоров заводов, ГИС, к сожалению, так не работает. В результате все пытаются сделать все необходимое у себя и выходят на рынок с продуктом, который, оказывается, параллельно создавался в Волгоградской или Томской области. Регулирование со стороны государства должно быть по особой номенклатуре, а в его рамках - специализация регионов», - объяснил глава ведомства Сергей Пересторонин.