Суть указов президента от 15.03.2021 №143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» и №144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» поразительно противоречит их декларируемым целям — укрепить роль науки и научного образования в жизни России. Создание новых структур, определяющих направления научных исследований и их координацию, противоречит положениям федерального закона N 253-ФЗ с поправками 2018 года, в котором именно Российская академия наук была названа главной координирующей и экспертной организацией всех научных работ в стране. Именно РАН отвечала за разработку программ фундаментальных научных исследований. Это было логично, так как и среди членов РАН, и в институтах РАН есть много ученых — специалистов в самых разных областях.


В новых структурах собственно научное сообщество почти не представлено, президент РАН совершенно теряется среди министров, их заместителей и других чиновников, имеющих малое отношение к науке. Координировать и отчасти руководить деятельностью новых структур  поставлен А. Фурсенко, чьи идеи в области преобразования науки за годы реформ не дали ни одного положительного результата.


Создается впечатление, что основной причиной нововведений является стремление окончательно уничтожить РАН в качестве координирующего центра научных исследований и полностью передать эту функцию новым бюрократическим структурам.


Принимаются очередные меры, направленные не на развитие науки, а на переустройство бюрократических институтов управления наукой, что совсем не одно и то же. А нам приходится в очередной раз повторить, что выработка мер по поддержанию науки без привлечения действующих ученых — не чиновников, в лучшем случае остается пустой декларацией, в худшем — вызовет дальнейшую деградацию научной и образовательной сферы.


Клуб «1 июля»