Предлагаем Вашему вниманию информацию о реализации Российской академией наук поручения Президента Российской федерации от 17 августа 2005 г. № Пр-1362 о модернизации академического сектора науки.
ИНФОРМАЦИЯ
о реализации Российской академией наук поручения Президента Российской Федерации от 17 августа 2005 г. № Пр-1362
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 13 января 2005 г. № Пр-27 и от 17 августа 2005 г. № Пр-1362 и Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № МФ-П7-4201 Минобрнауки России и Российская академия наук приступили к разработке организационных решений по модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки.
Эти меры, и внесенныые в их исполнение предложения по оплате труда и численности работников, необходимом для этих целей фонде заработной платы на 2006-2008 годы, предусматриваются в пределах минимальных объемов финансирования научных исследований гражданского назначения, определенных «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации.
Общий объем средств федерального бюджета на научные исследования и разработки в 2006 году составит 71,7 млрд. рублей, из которых 25,3 млрд. рублей предусмотрено направить на финансирование учреждений Российской академии наук (с ростом в 1,27 раза против 2005 г.). Фонд заработной платы сотрудников РАН составит 14,4 млрд. рублей (рост в 1,5 раза по сравнению с 2005 г). Доля фонда заработной платы с начислениями составит 56,9 % в общих расходах Академии (против 47,1 % в 2005 г.).
Это позволяет, при жестком ограничении «незарплатных» расходов, обеспечить реализацию первоочередных мер, намеченных Академией.
Разработанные меры сосредоточены на проблемах, изложенных в предложениях РАН, одобренных Президентом Российской Федерации.
Прежде всего – это вопросы сохранения и укрепления кадрового потенциала Академии, без решения которых все другие меры неэффективны.
Ключевое место здесь принадлежит проекту по совершенствованию в 2006-2008 гг. оплаты труда научных сотрудников РАН, предусматривающего её увеличение за этот период практически в 5 раз.
Эта задача конкретизирована постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236 «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук».
Постановлением определены должностные оклады работников (с поэтапным повышением), принципы формирования фонда заработной платы и численности работников Академии, даны поручения по подготовке необходимых документов, определен перечень учреждений, на которые распространяется новый порядок оплаты труда.
Вместе с тем, только неоднократно высказанная Президентом РФ поддержка этого проекта и настойчивость, проявленная непосредственно премьер-министром М.Е.Фрадковым и первым вице-премьером Правительства РФ Д.А. Медведевым, позволили обеспечить согласование и принятие этого постановления. Но и в этих условиях, постановление было принято только в конце апреля этого года, т. е. через 9 месяцев после поручения Президента РФ, при том, что все его основные финансовые параметры, определенные в сентябре прошлого года, практически не изменились.
Во многом задержка согласования проекта постановления Правительства РФ была связана с тем, что, помимо субъективного нежелания чиновников решать предусмотренные поручением Президента РФ вопросы оплаты труда научных работников, возникли и чисто технические проблемы. Например, Министерство финансов РФ, ныне взаимодействует только с «субъектами бюджетного планирования», т. е. в данном случае – Минобрнауки России, не принимая никаких документов непосредственно от Академии наук.
Поэтому, все вопросы, возникающие в ходе согласования проекта постановления Правительства РФ, решались не с работниками Академии, а только через Минобрнауки России, которое запрашивало соответствующие материалы у Академии. Президиум РАН готовил материалы, представлял их в Минобрнауки России, а Министерство – в Минфин России. В результате вопрос, решение которого требовало ранее максимум одного дня, решается в течение как минимум 3-х дней.
Постановление было введено в действие с мая, а практически с июня, т. е. в середине финансового года, в начале отпускного периода, что создало дополнительные трудности в его реализации. Выполнение постановления связано с существенным перераспределением средств между подразделениями РАН и направлениями их расходования, требующим согласия с Министерством финансов РФ. Такое согласие (уточненная бюджетная роспись) было дано Минфином России только в конце мая.
Задержка с выходом постановления осложнила выполнение требований по значительному (20 процентов за 3 года, т. е. около 7 процентов в год) сокращению численности работников научных учреждений Академии. Увольнение работника по инициативе администрации – процедура весьма длительная, занимающая не менее 3-х месяцев. Президиум РАН заранее готовился к этой работе, но формально приступить к ней можно было только после официального выхода постановления Правительства РФ.
Президиумом РАН разработаны и осуществляются меры по смягчению социальных последствий столь существенного сокращения работников. В частности: переход сотрудников, занятых выполнением преимущественно прикладными исследованиями и работами инновационного характера на ставки финансируемые из соответствующих внебюджетных источников; перевод работников пенсионного возраста на условия неполной занятости, с частичной компенсацией оплаты их труда за счет внебюджетных средств; предоставление высвобождаемым сотрудникам возможности работы по договорам гражданско-правового характера и др.
Задерживается согласование и выпуск ряда нормативных документов, утверждение которых предусмотрено постановлением Правительства: положение об аттестации сотрудников, положение о конкурсном избрании научных сотрудников, квалификационные характеристики по должностям научных сотрудников, виды, порядок и условия применения стимулирующих выплат. Проекты этих документов своевременно (в начале июня) были представлены Российской академией наук в Минобрнауки России для дальнейшего согласования и утверждения, но до настоящего времени реакции на них (за исключением документа о стимулирующих выплатах, по которому идет острая дискуссия с работниками Минобрнауки России) не получено.
Кроме этого, задержки объяснялись и причинами, лежащими внутри Академии наук. Поскольку проект распространяется не только на центральную часть РАН, но и на её региональные отделения, все документы, расчеты и обоснования требовались и от этих отделений, являющихся, по действующему законодательству самостоятельными главными распорядителями бюджетных средств. Любое изменение в планируемых расходах по Академии в целом требовало официального согласования с руководителями этих отделений, что существенно задерживало подготовку документов.
Важнейшее место в работе Академии по укреплению кадрового потенциала академической науки занимают вопросы привлечения в науку молодежи, закреплению в учреждениях РАН талантливых молодых ученых.
Помимо общих мер по повышению оплаты труда молодых работников, предусмотренных в рамках постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236, усилению финансовой поддержки таких зарекомендовавших себя форм работы как базовые кафедры вузов и научно-образовательные центры в составе учреждений РАН, Президиумом РАН предлагается развитие других форм материального стимулирования талантливой молодежи – внутриинститутских и межинститутских тематических конкурсов работ молодых ученых, конкурсов молодежных проектов с выделением дополнительных средств на их реализацию (внутриинститутских молодежных грантов). Соответствующие предложения направлены РАН в Минобрнауки России.
В целях закрепления талантливой молодежи в организациях РАН, в условиях жесткого ограничения численности работников, Президиумом РАН принято решение о введении при ведущих научных учреждениях Академии системы целевой стажировки молодых ученых успешно завершивших аспирантуру. Финансовые и организационные механизмы введения этой системы в настоящее время отрабатываются.
Проблемы, связанные с оплатой труда и сокращением численности работников осложняются нерешенностью вопросов повышения заработной платы всех категорий работников учреждений федерального подчинения.
Так, заработная плата работников большинства специальностей, имеющих общеотраслевой характер – библиотекари, бухгалтеры, сантехники и т. п. в Академии наук существенно ниже, чем у работников этих специальностей в учреждениях муниципального подчинения. В г.г. Москве и Санкт-Петербурге сотрудники муниципальных библиотек получают значительно более высокую зарплату, чем работники ведущих, всемирно известных научных библиотек Академии. Надбавки и доплаты, выплачиваемые работникам муниципальных учреждений из бюджета города, дополнительно к единым тарифам установленным Правительством РФ, на работников федеральных учреждений не распространяются. Академия, в соответствии с действующими нормативами не имеет средств для установления таких доплат.
Усложняет проблему отсутствие ясной перспективы по решению этой проблемы в политике федеральных органов. Объявленные Президентом РФ масштабные задачи и контрольные цифры, не подтверждаются прогнозами и плановыми показателями Минэкономразвития России и Минфина России.
Это вызывает дополнительную социальную напряженность в коллективах академических институтов, во многих из которых «ненаучная» часть составляет до 70 процентов. Учитывая, что большая часть профсоюзного актива состоит именно из этих работников, нерешенность проблемы приводит к акциям протеста со стороны профсоюзных органов.
Необходимо отметить, что на всех этапах разработки программы модернизации Академии, в т. ч. проекта по совершенствованию системы оплаты труда научных работников, все ее аспекты, включая ожидаемые цифры сокращения работников, неоднократно обсуждались с Советом профсоюза работников РАН. На этой основе принимались соответствующие решения Совета и подписывались протоколы и соглашения. Однако, после выхода постановления Правительства РФ о реализации проекта многие профсоюзные организации и, в первую очередь Совет Профсоюза работников РАН г. Санкт-Петербурга и Пущинского научного центра РАН встали в оппозицию к принятым решениям, выдвигая заведомо нереализуемые популистские требования о распространении принятых решений на все категории работников, отмене сокращения, увеличении общего бюджетного финансирования РАН.
В значительной мере эти требования и сопровождающие их акции профсоюзных организаций объясняются предстоящим в тот период Съездом Профсоюза работников РАН, на котором былот переизбирано руководство профсоюза и, соответственно, предвыборными амбициями отдельных функционеров союза.
Вместе с тем, популярности их заявлений способствует задержка в реализации проекта по совершенствованию оплаты труда и нерешенность вопросов с оплатой труда «не научных» категорий работников, о чем говорилось выше.
Отдельный, но очень важный вопрос в общей проблеме оплаты труда работников Академии наук – это вопрос оплаты труда руководителей и работников аппарата управления Президиума РАН, ее региональных отделений и научных центров.
Начиная с 2004 года уровень оплаты труда руководителей и работников аппарата управления ниже, чем у соответствующих категорий работников в научных учреждениях и, тем более, в аппаратах федеральных и муниципальных органов власти.
Попытки Академии решить эту задачу применительно к условиям оплаты труда работников федеральных органов исполнительной власти (как это было с момента образования АН СССР) не получили поддержку Минфина России и Минздравсоцразвития России на основании несоответствия статуса РАН статусу федерального органа исполнительной власти.
В связи с принятием постановления Правительства РФ о совершенствовании оплаты труда научных работников сложилась парадоксальная ситуация, при которой заработная плата вице-президента РАН почти вдвое ниже, чем оклад директора института.
Академия наук, используя свой статус ведущего научного учреждения страны, внесла соответствующие предложения, ориентируясь теперь уже не на оплату труда госчиновников, а на уровень оплаты труда в учреждениях РАН.
Однако есть опасения, что согласование и этого проекта потребует, как минимум, несколько месяцев.
Президиумом РАН осуществляются меры по реализации других мер, предусмотренных поручением Президента Российской Федерации от 17 мая 2005 г.
В их числе – совершенствование структуры Российской академии наук и ее учреждений.
Эта работа проводится, начиная с 2001 года в рамках созданной Президиумом РАН Комиссии по реструктуризации сети научных учреждений Академии.
За этот период структура Академии была существенно изменена. 18 отделений по направлениям и областям наук были укрупнены в 9 отделений. Соответственно уменьшилось и число вице-президентов РАН (с 12 до 8). Количество самостоятельных учреждений – юридических лиц в 2005-2006 гг. было сокращено на 27 ед., в основном путем укрупнения ведущих научных учреждений, присоединения к ним близких по научному профилю, но менее эффективных учреждений.
Академия наук не удовлетворена темпами этой работы, в первую очередь – сроками реализации принятых решений. Однако, учитывая сложность и многоаспектность проблемы (сохранение научных направлений и научных школ, кадровые и имущественные проблемы), а также длительность решения соответствующих вопросов в регистрационных и налоговых органах, форсирование eё решения, замена постоянной и вдумчивой работы временной компанией вряд ли целесообразна.
Серьезная работа проводится Академией по вопросу разделения и придания большей прозрачности взаимосвязи бюджетного и внебюджетного финансирования учреждений РАН.
Президиум РАН принял решение об отдельном учете работников, занятых в основном прикладными исследованиями и работами инновационного характера и, соответственно, средств на оплату их труда. Более четко будет налажен учет расходов учреждений по работам, финансируемым из бюджетных и внебюджетных источников.
Однако в этой проблеме, помимо известной трудности разделения работ на «чисто бюджетные» и «чисто внебюджетные», есть и технические затруднения, связанные с тем, что действующие нормативные акты, в т. ч. новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях не предусматривают раздельного учета этих средств.
Более того, последние предложения Министерства финансов РФ предполагают зачисление всех внебюджетных средств в доход бюджета, что ещё более усложнит решение поставленной задачи.