26.07.2006
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 26.07.2006   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


26.07.2006


















Как уравнять спрос и предложение на рынке знаний






Сколько ни говорится и чего только ни делается в последние годы для перевода экономики страны на инновационный путь развития, а воз и ныне там - у нефтяной скважины. Во многом это связано с тем, что тянущие данный воз наукоемкие предприятия системной господдержки как не получали, так и не получают. Точечные вливания для них погоды не делают: небольшие “посевные” гранты в комплекте с кабальной отчетностью производственников не прельщают, а на крупные программы замахнуться не у всех хватает сил.


Кардинально изменить ситуацию предложила группа депутатов, в числе которых Ж.Алферов, О.Дмитриева, С.Колесников. Они внесли в Госдуму пакет законопроектов “Инновационная Россия”. Основной разработчик этого пакета Иван ГРАЧЕВ, депутат Госдумы трех созывов, автор работающих законов об оценке, ипотеке, господдержке малого бизнеса, председатель партии “Развитие предпринимательства” и Национального совета по оценочной деятельности, уже представлял на страницах нашей газеты свое новое детище (№19-20, 2006). На этот раз мы публикуем его разъяснения, которые он изложил в беседе с нашим корреспондентом.



- Иван Дмитриевич, какова основная идея законодательного проекта “Инновационная Россия”?


- Идея проста. Сырьевая составляющая в экономике нашей страны растет по естественным причинам. Спрос на сырье огромен - 500 млрд долларов, а на российскую науку - максимум


5 млрд. Такая асимметрия в спросе определяет неравномерность в инвестициях и в развитии отраслей. Преодолеть ее рыночными методами невозможно: необходимо целенаправленное перераспределение ресурсов. По нашим оценкам, инвестиции в инновационную сферу только для выравнивания ситуации должны составлять примерно 50 млрд долларов в год. Напрямую через бюджет этого не сделаешь: деньги или не дадут, или разворуют, да и спрос на научные разработки надо наращивать постепенно. Выход один - обеспечить инновационным предприятиям косвенные преференции, в первую очередь налоговые. У меня есть опыт не только разработки, но и сопровождения, вплоть до принятия, проектов, содержащих поправки в налоговое законодательство. Идут они трудно, Минфин не любит даже само слово “льготы”, но здесь существуют опробованные и показавшие эффективность подходы, которые мы решили реализовать в отношении инноваций.


- Поделитесь своим ноу-хау.


- К примеру, серьезных налоговых изменений в ипотечной сфере нам удалось добиться, только объединив все законы по жилью общей идеей и упаковав в крупный пакет, который в итоге стал национальным проектом “Доступное жилье”. Думаю, что и блок “Инновационная Россия” вполне достоин такого статуса. Разрабатывая его, мы постарались обойти подводные камни, на которых споткнулись наши предшественники, в том числе из Минобрнауки.


- В чем же сильные стороны нового подхода?


- Мы сузили понятие инновационной деятельности, сохранив это обозначение только для превращения научных идей в товар. Из огромного разнообразия действующих в мире налоговых преференций инновационным предприятиям и их “бизнес-ангелам” в нашем проекте оставлены лишь те, что уже были опробованы в России. Налоговый пакет включает 14 предложений: льготы по налогу на землю, на прибыль, на имущество - для научных, инновационных, образовательных учреждений и их спонсоров, снижение ставки ЕСН, ускоренная амортизация оборудования, преференции при его передаче, закупке, завозу в страну, налоговые каникулы для начинающих и т.д. Мы предложили поднять для наукоемких предприятий потолок по использованию упрощенной системы налогообложения - с положенных сегодня для всех 30 млн рублей оборота до 70.


Важный момент - часть льгот нужно давать не на вид деятельности, как это практикуется, а на все инновационное предприятие. Критерии отнесения к таковому мы прописали в законе “О государственной инновационной политике”. На случай если его глобальный характер кого-то напугает, в запасе другой вариант - соответствующие дополнения в закон “О науке и государственной научно-технической политике”. Кроме этих базовых законов и перечисленных выше изменений в Налоговый кодекс пакет, пошедший в Госдуму на первое чтение, содержит законы о ноу-хау и о служебных изобретениях. Вслед готовимся дослать фрагмент венчурного законодательства: надо оговорить права инвесторов, готовых вкладываться в инновации.


- Как вы определили, в каком содействии более всего нуждаются инновационные предприятия? С кем консультировались, на чью поддержку опираетесь?


- Инновационные структуры - это ведь часть того предпринимательского корпуса, с которым мы давно работаем. Нашлись у нас союзники в Минобрнауке, в администрации президента, среди серьезных ученых и руководителей инновационных фирм. Безусловно, надеемся, что вокруг нашей законодательной инициативы консолидируются разные силы и мы вместе сможем довести ее до ума, придав в итоге статус национального проекта. Ждем от всех заинтересованных лиц и организаций замечаний и предложений по содержанию законопроектов пакета, которые размещены на моем официальном сайте.


- По вашей профессиональной оценке, сумма выпадающих налогов в результате введения в действие проекта “Инновационная Россия” не так уж мала. При этом всем известно стремление государства минимизировать “социальные” расходы. Откуда оптимизм?


- Не такие уж большие деньги - 30 млрд рублей в первый год. Оптимизм же идет от понимания, что предложенный нами путь дает реальную возможность привлечь в инновационную сферу серьезные частные инвестиции. Руководство страны стремится именно к такому повороту и правильно делает. Россия создала неравновесную науку, на которую не может обеспечить внутреннего спроса. Превратить этот минус в плюс сможет только частный бизнес, но он готов тратить на рискованное финансирование не более 15 процентов портфеля. Пока государство не уравновесит риски своими гарантиями - массовыми, а не точечными, - серьезных денег в эту венчурную сферу ждать нет смысла. Если цель перехода на инновационное развитие в стране действительно ставится, наш вариант решения этой проблемы оптимален.




Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
  • Chen Wev   honorary member of ISSC science council

  • Harton Vladislav Vadim  honorary member of ISSC science council

  • Lichtenstain Alexandr Iosif  honorary member of ISSC science council

  • Novikov Dimirtii Leonid  honorary member of ISSC science council

  • Yakushev Mikhail Vasilii  honorary member of ISSC science council

  • © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
    беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок