25.11.2011
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 25.11.2011   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


25.11.2011

В России наука умирает, а США остаются «мировым мозгом»



11.11.2011











































Компания ThomsonReuters 10 ноября представила глобальный рейтинг из 50 лучших физических университетов мира. №1 в списке – Калифорнийский технологический университет. Первую шестёрку вообще составили только вузы США, а всего у американцев из 50 мест – 27. России в рейтинге нет, что не удивляет – по числу научных публикаций она опустилась на 14 место в мире.


Тем, кто говорит о скором закате США, следует почаще заглядывать в такие рейтинги. К примеру, председателю Владимиру Путину, который в августе текущего года назвал США «паразитом». Газета WallStreetJournal тогда так прокомментировала реплику Путина: «Он вспомнил термин, использовавшийся советскими лидерами для очернения людей, которые не работали, не учились и не служили коммунистическому государству».


Так вот, в США прекрасно учатся и учат других (только китайских студентов в американских вузах – 128 тысяч человек, а всего иностранных учащихся – около 700 тысяч). В отличие от России: лучший российский вуз в мировом рейтинге ThomsonReuters – Московский государственный университет (МГУ) – занял лишь 276-300 места. Соседи МГУ по рейтингу – греческий Университет Крита и Исландский университет. В списке присутствует ещё один российский вуз – Санкт-Петербургский университет, на 351-400 местах. Для сравнения в глобальном рейтинге лучших вузов присутствует 5 университетов Финляндии, 14 Италии. Столько же, сколько у России, 2 вуза в списке у Польши.



Но вернёмся к рейтингу физических вузов. Он интересует нас по простой причине: российские физики (как и математики) традиционно считались в числе сильнейших в мире. К примеру, именно физика давала России наибольшее число нобелевских лауреатов в последние годы. Среди них – Андрей Гейм и Константин Новосёлов в 2010 году (симптоматично, что оба работают за границей, в Манчестерском университете), Алексей Абрикосов и Виталий Гинзбург в 2003 году, Жорес Алфёров в 2000 году. И если сегодня российские физические центры перестали котироваться за рубежом, то, значит, остальные научные дисциплины вообще пришли по мировым меркам в полный упадок.


Традиционно ведущими университетами мира продолжают оставаться американские и английские вузы. В том же списке лучших физических вузов у американцев – 27 из 50, ещё 8 – у англичан. И такое соотношение вузов США и Англии к общему числу вузов-лидеров – 60-70% наблюдается практически по всем научным дисциплинам, представленным в рейтинге ThomsonReuters.



Более объективный измеритель – статистика только подтверждает лидерство Америке в науке. И эта же статистика показывает, что Россия постепенно отодвигается на задворки мирового научного прогресса.


Вот динамика числа научных работников (в тысячах человек). График из Science and Engineering Indicators 2010:



Важнейшим показателем продуктивности научной деятельности является количество публикаций в международных рецензируемых журналах. Общемировое число ежегодно публикуемых статей неуклонно растет: в 1988 году было опубликовано около 460.000 статей, в 2008 — уже 760.000. При этом доля статей, приходящаяся на ученых из США и Евросоюза, постепенно снижается: в 1995 году они написали 69% всех статей, в 2008 — 59%. Доля азиатских стран за тот же период выросла с 14 до 23%, причем этот рост в основном был обеспечен китайскими учеными, которые опубликовали в 1988 году лишь 1% всех мировых научных статей, а в 2008 — 8%. К сожалению, для России и по этому показателю картина получается неутешительная.


Количество статей, опубликованных в международных рецензируемых журналах в 1995 и 2007 годах; правая колонка — среднегодовой прирост (%). Показаны все страны, опубликовавшие более 1000 статей в 2007 году. График из Science and Engineering Indicators 2010:



Однако оптимизм статистиков по поводу науки в Азии и особенно в Китае преждевременен. Так, в Топ-400 китайских университетов всего 10 (столько же, сколько у Швеции).


Наука в Азии развивается однобоко: ставка делается на прикладные дисциплины, а фундаментальные и особенно гуманитарные науки находятся на обочине исследовательского процесса. Так, в списке 50 лучших гуманитарных вузов мира находится лишь 2 (!) университета из Азии – Сингапурский и Гонконгский. Попадание этих 2-х вузов не случайно – оба города-государства были английскими колониями, да и сейчас они сохраняют тесную связь с метрополией (к примеру, непальские гуркхи под управлением английских офицеров охраняют сингапурскую деспотию).


Похожая ситуация в Азии с медицинскими вузами: в списке из 50 вузов присутствуют только 3 – к ожидаемым университетам Сингапура и Гонконга присоединился вуз из Японии (Токийский университет). Для сравнения: в топ-50 по медицине – 25 университетов США и 8 Великобритании.



Страны БРИК, которым сегодня раздают щедрые авансы, к сожалению, находятся пока на задворках мировой науки. Как уже говорилось выше, из Топ-400 лидеров-вузов на Китай приходится 10 университетов, на Россию – 2, на Бразилию – 2, на Индию – вообще 1. Всего 15 вузов, или 3,8% от общего числа вузов в списке. Если к ним прибавить университеты ЮАР (анонсируемая конструкция БРИКС вместо БРИК), то число вузов с 15 возрастёт до 18, что не слишком меняет общую картину


Отставание России от мировых научных лидеров в том числе кроется и в разнице финансирования университетов. К примеру, №1 в мире среди инженерных вузов – Массачусетский технологический университет (MIT) имеет эндаумент в размере 8 млрд. долларов. Для сравнения – финансирование МГУ составляет 10,6 млрд. рублей в год (или около 350 млн. долларов). При этом даже такое скудное финансирование МГУ размазывается более тонким слоем по сравнению с MIT: так, в МГУ насчитывается 40 тысяч студентов, 6 тысяч преподавателей и 5 тысяч исследователей (данные из рейтинга ThomsonReuters), в MIT на 7 факультетах обучаются чуть больше 10 тысяч студентов, профессорско-преподавательский состав — 1025 человек (в том числе 7 Нобелевских лауреатов), всего в университете работает 10.500 человек.



Надеяться на возрождение или хотя бы на приостановку падения науки в России не приходится. Взять хотя бы один простой факт: со следующего года вузы намерены сократить набор аспирантов на бюджетных местах с 26 тысяч до 15 тысяч человек в год (в целом их число сократится с 72 тысяч до 45-60 тысяч). Для сравнения – только в одном Гарвардском университете США обучается 14,5 тысяч аспирантов (треть от их российского количества).



(Студенты легко становятся протестующими)



Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок