Заседание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса
Заседание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации прошло в понедельник, 24 мая, во ФГУП «Всероссийский НИИ авиационных материалов». Темой заседания стало правовое регулирование госсектора науки и развития экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК.
Сергей Миронов Глава Совета Федерации Сергей Миронов в казённых выражениях перечислил проблемы госсектора российской науки: неопределённость самого этого понятия, раздробленность, неэффективная система управления, недостаток финансирования, проблемы оборота прав на результаты научно-технической деятельности. Гендиректор ФГУП «Всероссийский НИИ авиационных материалов» академик Евгений Каблов, гендиректор ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт “Прометей”» Игорь Горынин, академик Вячеслав Бузник и другие докладчики его в этом поддержали.
Решать проблемы предложили путём госцентрализации. Г-н Горынин высказался об инициативе создания единого госоргана по управлению инновациями, Сергей Миронов – о принятии базового федерального закона об инновациях, а академик Каблов – о принятии закона о государственном научно-стратегическом прогнозе, который будут составлять экспертные комиссии на базе РАН.
Кроме того, Евгений Каблов предложил восстановить в госбюджете единую строку «наука и инновации» и воссоздать госаккредитацию научных организаций. Единым госорганом по инновациям, по его мнению, мог бы стать госкомитет по науке и технологиям при президенте. Комитет мог бы формировать государственную научно-техническую политику и распределять финансирование фундаментальных и прикладных исследований.
Кроме этого, Экспертный совет порекомендовал правительству ряд мер по поддержке оборонной промышленности. Так, по мнению его членов, необходимо освободить предприятия ОПК от оплаты НДС и таможенных платежей при закупке «сложного уникального оборудования для развития экспериментально-исследовательской базы». Кроме того, они предложили разрешить оборонным НИИ по аналогии с вузами создавать малые внедренческие предприятия. Притом так, чтобы они могли использовать результаты НИОКР, выполненных в рамках гособоронзаказа. В том числе – для создания инновационной продукции для гражданского рынка. В федеральный закон № 94-ФЗ предложили внести поправки – отменить торги на поставку «уникального экспериментально-исследовательского оборудования для предприятий ОПК». А при формировании госбюджета – предусмотреть стопроцентное финансирование незагруженных мощностей этого самого оборудования.
Как сказал Игорь Горынин, «94-ФЗ – очень тяжёлый закон. Думаю, он вообще к науке не относится».
О вузовской науке на заседании отзывались сдержанно. Евгений Каблов предположил, что у неё есть своё место, но «высшая школа должна остаться высшей школой», а если финансирование науки направлять только в вузы, то «будет печально». Впрочем, вице-президент РАН Сергей Алдошин предложил создать в МГУ новый факультет – инженерный, для нужд Министерства обороны.
Что касается бизнеса, то академик Каблов предложил принять закон, обязующий крупные корпорации тратить 2 процента дохода на исследования и разработки. Игорь Горынин посетовал, что бизнес не соглашается вести совместные разработки с ФГУПами, потому что патенты по закону получает головной исполнитель.
Таким образом, Экспертный совет ясно показал, что оборонно-промышленное лобби не видит иного пути развития, кроме консервации советской модели. Всё должно контролировать государство, оно же должно платить по счетам, а инновационный курс ему будут указывать эксперты РАН и отраслевых институтов. Разорванную академическую и прикладную науку надлежит срастить обратно. Как напомнил академик Вячеслав Бузник, в той же ядерной отрасли фундаментальные исследования часто проводили именно отраслевые институты. Инновационным бизнесом оборонка заниматься согласна, но при господдержке НИОКР.