Развитие сферы науки: увеличение или сокращение расходов
28.12.2009
Как пережить следующий год Российской Академии наук – вопрос, часто задаваемый в этом кабинете
Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации российской экономики обратился сегодня с требованием развивать инновационные, как сказал президент, «прорывные» технологии. Для этого необходимо существенно увеличить расходы на научно-исследовательские работы. Решение данной задачи глава государства поручил кабинету министров и руководителям крупных государственных компаний. Насколько своевременным является поручение президента, учитывая, что в бюджете следующего года заложено не увеличение, а сокращение затрат на развитие фундаментальной науки – выясняли «Новости культуры».
Академик Александр Никипелов подсчитывает и сравнивает.
Александр Никипелов, академик, вице-президент РАН: «Сегодняшнее финансирование РАН – это примерно 46 миллиардов рублей – то есть это полтора миллиарда долларов. Это бюджет очень средненького американского университета. А в РАН входит более 400 институтов по всей стране».
Из этих денег под сокращение попали целевые программы – сюда входит материально-техническая база - здания, оборудование и его ремонт, корабли – у Академии наук - целый флот. Что касается фундаментальных программ - РАН придется сократить расходы на 25 процентов, то есть на четверть. Эта цифра - очень внушительная. Особенно, если учитывать, что европейский страны, Америка и Китай в следующем году увеличивают расходы на фундаментальные исследования в разы. В августе этого года президент России обозначил приоритетные направления в науке - энергоэффективность и ресурсосбережение, ядерные и космические технологии, технологии в области медицины, включая производство и разработку лекарственных препаратов и оборудования, а также стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Но все это – прикладные дисциплины, невозможные без фундаментальных исследований.
Александр Никипелов, академик, вице-президент РАН: «Почему нельзя все свести только к приоритетам? Потому что в сфере научно-технического прогресса есть большая степень неопределенности. Сегодня эти направления приоритетны, завтра - другие. К тому времени, когда все изменится, нужно, чтобы были люди, специалисты, которые понимают что происходит в этих направлениях».
Недостаток финансирования - это сразу целый спектр проблем. В Академии говорят и о демографическом кризисе – большинству ученых и в РАН, и в университетах больше 60 , очень мало ученых среднего возраста и почти нет молодых. Пропавшее поколение и страх второй волны оттока ученых на запад и теперь уже восток.
Геннадий Месяц, академик, вице-президент РАН: «Когда говорят об утечке мозгов и о том, что ученых надо привлекать оттуда, то нужно отдавать себе отчет, что создать условия, которые есть в Америке и Европе, у нас трудно создать».
Кроме Академии наук в России существуют альтернативные способы поддержки науки, так же финансируемы из госбюджета. Например – Российский фонд фундаментальных исследований. Цель фонда – поддержка новых идей и молодых ученых. Бюджет на 2010 год у фонда сокращен на 15 процентов – и грантов ученым достанется меньше.
Владислав Панченко, председатель Российского фонда фундаментальных исследований: «Моя точка зрения – не надо понижать порог финансируемости, общее сокращение может привести к тому, что по уровню грантов мы окажемся в начале двухтысячных. Я за то, что бы просто жестче отбирать работы».
В январе следующего года академики РАН будут решать – как правильно корректировать расходы. Тут ведь весь вопрос – в приоритетах.