18.10.2008

18.10.2008   Карта сайта     Language По-русски По-английски

18.10.2008

О жизни на Земле науке не известно

16.10.2008

Космический аппарат Европейского космического агентства Venus Express, предназначенный для исследования Венеры, получил новое задание - выяснить, а есть ли жизнь на... Земле. Пока что обнаружить признаки жизни на нашей планете не удалось.

В середине 60-х годов прошлого века Генеральный конструктор космических аппаратов СССР Сергей Королев начал работу по проектированию лунного модуля, который должен был совершить мягкую посадку на поверхность Луны. Работавшие с Королевым биологи упрашивали его установить на модуле прибор, который ответил бы на вопрос о жизни на Луне - в принципе ту же задачу решает сейчас американский марсоход "Феникс". Однако Королев, будучи человеком весьма практического склада, для испытания этого прибора приказал сбросить его в казахскую степь, прямо вблизи Байконура. Жизни в степи прибор не нашел, и посрамленные биологи больше к Королеву не приставали.

На новом витке эволюции космических исследований эта история повторилась с европейским аппаратом Venus Express. Этот аппарат был запущен ровно три года тому назад, между прочим, все с того же космодрома Байконур российской ракетой "Союз-Фрегат", и был предназначен для изучения динамики атмосферных процессов на Венере, состава атмосферы и облаков, радиационных характеристик и свойств поверхности планеты. Большая часть исследований проводится с помощью спектрометров, в разработке которых принимали участие и российские специалисты.

В настоящее время Venus Express находится на расстоянии 80 млн. км от Земли, так что она представляется аппарату в виде маленькой точки. Примерно так же должны выглядеть для нас экзопланеты - открытые в последнее время планеты вне Солнечной системы, на которых вполне может быть обнаружена жизнь, причем именно спектральными методами. И вот для "градуировки" приборов было предложено, чтобы Venus Express попытался найти признаки жизни не где-то там за миллионы километров, а на самой Земле. Кроме того, весьма любопытно, обнаружили бы нас инопланетяне, которые наверняка должны пользоваться аналогичными спектрометрами.

Спектральными методами можно обнаружить присутствие в атмосфере планеты различных веществ, и Venus Express справился с задачей - аппарат зафиксировал на нашей планете кислород, воду, метан, оксиды азота, озон и углекислый газ. Однако то же самое обнаружено и на Венере, пусть и в небольших количествах. Но главное - наличие этих газов ни в коей мере не свидетельствует о возникновении жизни на нашей или любой другой планете. Это лишь косвенные улики. Так что пока ученые не знают, есть ли жизнь не только на Марсе, но и на Земле.

Общая стоимость проекта Venus Express - около $ 300 млн. Живого котенка на Птичьем рынке в Москве можно приобрести за 200 рублей, но могут отдать и даром.

Источник: Известия, <author>ПЕТР ОБРАЗЦОВ </author>