27.12.2005
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 27.12.2005   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


27.12.2005

АНДРЕЙ ФУРСЕНКО: "МЫ УЧИМ МНОГО И ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ НЕ ТОМУ"




















На встерче в "Известиях" Андрей Фурсенко получил в качестве сувенира архивный номер газеты за 1999 год, с первой публикацией о нем, как об успешном менеджере в науке (фото: "Известия")

Перед Новым годом принято подводить итоги. 2005-й оказался важным в нашей системе образования: грядут большие перемены, и мы надеемся, что они окажутся разумными. В "Известия" пришел министр образования и науки России Андрей ФУРСЕНКО, который ответил на вопросы обозревателя Натальи ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.

известия: Сегодня существует мнение, что национальный проект в образовании не имеет объединяющей идеи. Государство по сути дела предлагает некую разновидность грантовой поддержки лучших школ, учителей, вузов. Не окажется ли этот проект просто распылением денег, которых в некоторых регионах не хватает даже на то, чтобы выплатить обещанную 1 тысячу рублей за классное руководство? Между тем в национальном проекте ничего не говорится о необходимости изменения содержания образования, о пересмотре страшно перегруженных и в большинстве случаев невнятно изложенных школьных учебников. В итоге три четверти старшеклассников вообще ничего не учат, а остальные сидят ночами. Одним словом, учиться в российской школе невозможно. Что должно сконцентрироваться в национальном проекте "Образование"?

Андрей Фурсенко: Национальный проект "Образование" призван стать катализатором системных изменений в сфере образования. С одной стороны, это выработка новых подходов для реализации институциональных изменений (например, привлечение общественных институтов к решению проблем образования и повышение открытости этой сферы), а с другой - выявление и поддержка лидеров, которые эти изменения будут реализовывать на практике. А то, что изменения необходимы, не вызывает сомнений.

Наша система образования сегодня в очень плохом состоянии. И не нужно бояться об этом говорить. И раньше она не была лучшей в мире: она была нестандартной, интересной, но при этом имела множество внутренних проблем и отвечала на запросы того государства. После распада СССР государство ушло из образования, даже толком не поставив перед ним задач. И лет 10 там не появлялось. Либеральный закон "Об образовании" 1992 года дал людям свободу (к которой они были не готовы), но не дал денег. И система сумела приспособиться к этой "кривой" ситуации: с одной стороны - свобода, а с другой - отсутствие бюджетного финансирования. В 2000 году государство потихоньку взялось за социальную сферу: началось увеличение финансирования, латание самых явных дыр.

До 2000 года учителям по полгода не выплачивали зарплату. Наконец ответственность за это взяло государство (регионы с помощью трансфертов из федерального центра начали выплаты зарплат). Но структурных, содержательных изменений не происходило. Очевидно, что в этой неправильно скроенной системе простое увеличение финансирования ничего бы не дало: это никак не было связано ни с качеством образования, ни с условиями учебы. Хотя справедливости ради надо сказать, что за последние 5 лет средняя зарплата в образовании по стране выросла почти в 3 раза. Поэтому первой задачей было приведение в порядок нормативной базы (одни законы противоречили другим), а второй - проведение системных изменений, которые сделают образование конкурентоспособным. Но прежде нужно определить, что такое конкурентоспособность в образовании, какое образование можно считать хорошим и как оно помогает добиться успеха в жизни. Национальный проект как раз и является инструментом, который поможет выработать критерии и ввести новые стандарты.

известия: Что в этой ситуации дадут гранты национального проекта?

Фурсенко: Два месяца назад мы опубликовали для обсуждения критерии, определяющие, что такое лучший учитель, лучшая школа. В рамках этих критериев обсуждалось, насколько соревнование за получение грантов может побудить школы, учителей к введению новых технологий образования, к новому отношению к обучению. Мы хотим поставить оценку качества работы учителя в зависимость от того, насколько успешны его ученики. А когда это будет связано, учитель будет заинтересован в том, чтобы объяснить предмет, передать ребятам знания, будет заинтересован в хорошем учебнике.

На основе новых пилотных проектов мы хотим отработать систему оценки труда учителя и систему оценки работы школы. А на следующем этапе эти критерии, может быть, перейдут и в систему аттестации учителей, в оценку работы школы, органов образования... Настаивая на проведении этой оценки с участием общественных институтов, мы побуждаем школу создавать у себя управляющие советы. Мы хотим, чтобы школа (если она претендует на грант) была юридическим лицом (имела свой счет). То есть внедряем (причем отнюдь не декретом сверху) идею самостоятельности школ.

известия: У нас до сих пор нет стандартов образования. Сейчас их разработкой занимается Российская академия образования. Одной из новых идей стандарта является требование к государству, которое должно обеспечить условия получения образования. Как вы к этому относитесь?

Фурсенко: Если бы я относился плохо, мы не инициировали бы эту работу. Это тяжелейшая обязанность, и я знаю, как она будет сложно восприниматься некоторыми моими коллегами. Финансовые органы понимают, что если мы введем стандарт на условия обучения, это будет означать повышение обязательств государства. Я считаю, что государство должно взять на себя определенную долю ответственности. Думаю, что мы сумеем обосновать необходимость такого подхода. Помимо этого стандарт должен касаться и результатов обучения. Сам же процесс обучения в значительной степени должен определяться педагогом.

известия: А что вы понимаете под результатами обучения?

Фурсенко: То, какими знаниями и умениями должен обладать выпускник школы. В Европе сейчас вводят квалификационные требования. Есть 8 градаций, и 3 главные - это знания, умения и компетенции (способность правильно приложить эти знания и умения). Эти 3 параметра нужно оценивать и нам. До сих пор мы такой задачи не ставили.

известия: Вы считаете, что наши дети перегружены или они заняты, но не тем?

Фурсенко: Наверное, неправильно, когда министр отвечает на вопросы и как чиновник, и как эксперт. Это разные роли и должности.

известия: Ответьте как эксперт.

Фурсенко: Мы учим много и по большей части не тому; не учим учиться, а вбиваем огромное количество информации, которую на определенном этапе ребенок просто начинает отторгать. Поэтому необходим серьезный пересмотр всех стандартов. Простого переписывания учебников недостаточно.

известия: Все это хорошо, но скоро детей некому будет учить. В национальном проекте ничего не говорится о необходимости "реставрации" роли учителя, который вымирает как класс.

Фурсенко: У нас 1,5 миллиона педагогов. А учеников школ за последние 5 лет стало меньше на 5 миллионов (было 20, а стало 15). Количество же учителей не изменилось. За последний год число учеников уменьшилось на миллион, а учителей - на 30 тысяч. Через 2 года учеников станет меньше еще на 2 миллиона. Сегодня в Европе на одного учителя приходится в среднем 15 учеников, а у нас меньше 10.

известия: Но молодых учителей в школе все равно почти нет.

Фурсенко: А их туда не пускают. Я был в Мордовии. Там студент задал мне такой вопрос: как сделать так, чтобы школы брали нас на работу? Места заняты. Сегодня нет нехватки учителей, а есть возрастающая скрытая безработица. Нужно думать о том, как трудоустраивать высвободившихся учителей (ни одна система не может взять на себя одновременно и функцию собеса). У нас есть регионы, где на одного учителя по 5 учеников. Учителям некуда деваться: они держатся в школе любыми силами (у них гарантированная зарплата). То же самое можно сказать и про сельские школы: если в селе есть школа, учитель чувствует себя обеспеченным человеком. Когда я недавно сказал, что нужно решать проблему сельских школ (в стране 5,5 тысячи школ, в которых меньше чем по 10 учеников, и должный уровень образования в них обеспечить невозможно), только ленивый меня не критиковал, обвиняя в антинародной политике в области образования, в том, что я говорю о закрытии сельских школ. Но я говорил только о том, что нельзя закрывать на это глаза.

известия: Сейчас готовится закон о введении ЕГЭ. Там говорится о том, что он не будет единственной формой поступления в вуз. То есть в 2008 году введут ЕГЭ, но останутся и вузовские испытания, и олимпиады. Будет ли это четко зафиксировано в законе? И второе: станет ли ЕГЭ единственной формой школьных выпускных экзаменов?

Фурсенко: Я могу изложить свою личную точку зрения (как эксперт). Должна сохраняться определенная свобода. Человек, который заканчивает школу, сумеет получить аттестат в разных формах. Но при этом, если он собирается поступать в вуз, то по своим профильным предметам он должен иметь результаты ЕГЭ. А по непрофильным - зачет/незачет. При этом вуз имеет право на свои дополнительные испытания. Но они не должны выходить за рамки школьной программы, и условия должны быть известны заранее.

Принципиально одно: в вуз нельзя принимать двоечника, того, кто сдал ЕГЭ ниже какого-то уровня. Но любой выпускник должен иметь возможность пересдать ЕГЭ. Я приветствую идею ЕГЭ. Сегодня основная проблема такого экзамена заключается в необходимости существенного улучшения контрольно-измерительных материалов.

известия: Вы замечаете какие-то изменения в образовательном сообществе за последний год?

Фурсенко: Замечаю. У нас в декабре прошло Всероссийское совещание руководителей региональных органов образования. Я могу сказать, что по очень многим вопросам найден общий язык. Не то что "министерство хорошее", просто есть серьезная работа, которую нужно вместе делать. Год-полтора назад этого трудно было ожидать.


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок