12.08.2008

12.08.2008   Карта сайта     Language По-русски По-английски

12.08.2008

Учёные создали воздушный шар из графена

11 августа 2008

Изображение пузыря из графена толщиной 9 нанометров под атомным силовым микроскопом (фото Jonathan Alden).

Учёные из университета Корнелла (Cornell University) создали самый необычный и самый крошечный "воздушный шарик" в мире: его стенки состоят из слоя углерода толщиной всего в один атом.

Графеновая оболочка специфического шара не пропускает ни одной даже самой маленькой молекулы газа.

"Мы изучали микроскопические "батуты" из графена и совершенно случайно, наложив лоскут на кончик трубки с газом, обнаружили, что графен перекрывает её", — рассказывает физик Пол МакЮэн (Paul McEuen).

Дальнейшие эксперименты показали, что пузыри из графена становились ловушками даже для такого газа, как гелий.

"Не верится, что материал толщиной всего в один атом, может стать непреодолимым барьером, — говорит МакЮэн. – Вы можете поместить с одной стороны газ, с другой вакуум или какую-либо жидкость, а между ними будет стена".

Графен (о простом способе его получения читайте здесь) – хороший проводник. И учёные редко задумываются о том, где ещё можно использовать этот материал кроме электронных схем.

МакЮэн, в свете нового открытия, предлагает неординарное применение пузыря или "аквариума" из углеродного листа.

"По одну сторону можно расположить какие-либо инструменты, например, в вакууме или в воздухе, а по другую – ДНК или белки в жидкости. Благодаря листу графена к молекулам можно приблизиться на колоссально близкое расстояние, например, для того чтобы их как следует рассмотреть", — поясняет Пол.

Хотя, конечно, можно пойти более простым путём и сделать ультраминиатюрный сенсор или фильтр.

"Если у учёных будет непроницаемая мембрана, достаточно будет проткнуть в ней небольшую дыру, чтобы проследить за тем, как вытекает то или иное вещество, или же дать вытекать только тому, что нужно", — рассуждает МакЮэн.

Сейчас учёные работают над подходящей подложкой для графенового пузыря, так как на данный момент газ выходит из-под него именно на стыке с диоксидом кремния (графен держится только за счёт сил Ван-дер-Ваальса).

Чтобы уменьшить утечку, испытателям необходимо сделать лучшее основание. Вероятно, в будущем им станет кристалл кремния, который позволит создать "не сдувающийся" пузырь.

Статья авторов опубликована в открытом доступе в журнале Nano Letters.

Узнайте также о том, сколько света пропускает через себя лист графена толщиной в один атом.