09.12.2005
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 09.12.2005   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


09.12.2005











Их не догонишь?


Бесплатное образование и хорошо обеспеченная наука - главные секреты финской экономики


В последнее время в редком интервью с финским госчиновником, ученым или бизнесменом не прозвучит вопрос: “Так как же все-таки вам это удалось?”. Вопрос этот достаточно коварен, поскольку, будучи никоим образом не связан с контекстом самого интервью, трактоваться он может широко и подразумевать все что угодно. К примеру: как финским школьникам удалось опередить всех и дважды победить в международном испытании PISA (Programme for International Student Assessment), проводимом Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD)? Или: почему Всемирный экономический форум (WEF) уже в четвертый раз назвал Финляндию самой конкурентоспособной страной мира? А вот еще: с чем связаны лидирующие позиции финнов в ИТ-технологиях, телекоммуникациях, развитии сотовой связи?


Надо признать, что финские госчиновники, ученые и бизнесмены секретов своих успехов, в том числе и от зарубежных корреспондентов, не прячут, а на каверзные вопросы предпочитают отвечать детально и на месте. Тем более что после опубликования итогов очередного громкого рейтинга в Финляндию устремляются многочисленные делегации “по обмену опытом”, сопровождаемые любознательными журналистами.


Этой осенью в Финляндию съехались педагоги - Национальное управление образования собрало их на международный семинар “Финляндия в исследовании PISA - факторы, обеспечившие результат”. Ближе к началу зимы, после оглашения Всемирным экономическим форумом Отчета о конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report), подтянулись предприниматели. А журналистам возможность для получения исчерпывающей информации по объединяющей оба события теме “Образование, исследования и разработки - основа конкурентоспособности Финляндии” вновь предоставило Агентство новостей Finnfacts, уже неоднократно сотрудничавшее с “Поиском”.


Первым ключевую фразу, которая, как выяснилось позже, практически все и объясняет, произнес директор Конфедерации финских предприятий (Confederation of Finnish Industries) Юсси Мастонен. Касаясь взлетов и падений финской экономики в разные периоды ее развития, он сообщил: “Все отрасли могут переживать тяжелые времена, но как бы трудно ни было, образование и наука страдать не должны”. И далее: “Наша маленькая страна так долго находилась “на задворках” Европы, что теперь, когда для нас открыты европейские рынки, мы спешим развивать ориентированную на потребителя инновационную экономику, фундамент которой составляют новейшие исследования и разработки”. По словам Юсси Мастонена, даже в период экономического кризиса начала 1990-х годов, когда ВВП в стране упал на 13% за три года, а безработица выросла до 17,9%, Финляндия сохраняла высокий уровень расходов на научные исследования. Сегодня эти инвестиции составляют 5 миллиардов евро - это 3,5% ВВП - и уступают в Европе только шведским.


К развитию инновационной экономики Финляндия подготовилась основательно и заблаговременно. Казалось бы, пустяк - бесплатное образование (у нас ведь тоже “бесплатное”), но именно этот социальный оплот сами финны считают своим бесспорным и чуть ли не главным преимуществом. В конце Второй мировой войны выпускники финских школ считались наименее образованными в промышленно развитом мире, а сегодня признаны лучшими, о чем свидетельствуют сравнительные исследования Организации экономического сотрудничества и развития.


Как объяснил ректор Университета Хельсинки профессор Илкка Ниинилуото, обеспечение условий, при которых все финские дети, вне зависимости от места жительства и происхождения, получали бы достойное образование, - один из главных приоритетов государства. “Мы маленькая страна с небольшим населением и не слишком разнообразными природными ресурсами. Для того чтобы стать современным успешным обществом и развиваться в соответствии с мировыми тенденциями, мы должны абсолютно всем своим детям дать равноценное качественное образование”, - говорит он. Если учесть, что множество школ Финляндии расположены в небольших и довольно удаленных от крупных городов селах, становится понятным, каких усилий это “равноценное” образование стоит…


Университет Хельсинки - старейший в Финляндии, он был учрежден еще в 1640 году и первоначально, до 1828 года, располагался в Турку. В вузе 11 факультетов и 38 тысяч студентов, которые “грызут” классические университетские науки. Исследовательские подразделения (их 20) расположены в разных регионах страны. Обучение проходит по “болонской” модели - бакалавриат и магистратура, однако не менее 90% студентов выбирают для себя более продолжительный и трудоемкий вариант с получением степени магистра (иногда из-за занятости студентов обучение затягивается до разрешенных законом семи лет). “Работодатели с недоверием относятся к диплому бакалавра, - объясняет профессор Илкка Ниинилуото. - Впрочем, компьютерные науки - это, на мой взгляд, именно та область, где качественные знания можно получить и за три года”.


Финская высшая школа тесно связана с наукой: в университетах проводится большая часть фундаментальных исследований и многие прикладные. Вузовские лаборатории предоставляют в распоряжение студентов и профессоров самое современное оборудование, самые “продвинутые” и дорогостоящие исследовательские установки. Как правило, работают лаборатории “от зари до зари”, поэтому проводить эксперименты можно в любое время дня и ночи, достаточно сделать соответствующую запись в лабораторном журнале.


Исследовательский центр “Биомедикум” (Biomedicum Helsinki Research Centre) - одно из научных подразделений Университета Хельсинки. При участии госпиталя Хельсинки и технического исследовательского центра VTT в нем изучают возможности терапии злокачественных опухолей мозга бомбардированием пораженных клеток нейтронными пучками. Эта идея родилась у основателей “Биомедикума” 15 лет назад. За это время ученые центра существенно продвинулись в своих исследованиях, ими опубликованы десятки работ, готовятся к защите шесть докторских диссертаций, но главное - получен опыт успешного клинического применения новой методики.


Традиционно сильным считается в университете Отделение компьютерных наук (Department of Computer Science). Когда-то финских компьютерщиков прославил студент Линус Торвальдс, придумавший в далеком 1991 году операционную систему Linux, а теперь новое поколение увлеченных телекоммуникационными и компьютерными технологиями молодых людей “колдует” над “дружественными” по отношению к пользователю мобильными телефонами. Помимо основных функций, эти устройства работают в режиме компьютера, фотографируют, предоставляют доступ в Интернет, и ко всему прочему их работой можно управлять движением глаз…


Университеты в Финляндии - не просто образовательные центры, но и производители новых знаний. Все исследования в Финляндии финансируются на конкурсной основе, и поддержку от государства получают только те коллективы ученых, которые способны произвести качественный, действительно перспективный научный продукт. Средства, которые государство выделяет на фундаментальные исследования (в этом году - около 200 миллионов евро), в Финляндии распределяет академия. Для экспертизы заявок, которые поступают от ученых, академия привлекает зарубежных специалистов: так финны сверяют уровень национальных исследований с мировым.


В структуру академии входят четыре исследовательских совета, членами которых являются сами ученые - университетские профессора, специалисты из исследовательских институтов, а также представители исследовательских подразделений промышленных компаний. Через них и проходят все заявки и предложения. Главный критерий для финансирования - высокое научное качество проекта.


В 1995 году академия запустила первые “Центры превосходства” (Centers of Excellence). Они представляют собой коллаборации самых сильных и успешных лабораторий страны, которые отбираются по итогам строгого конкурса. Статус “Центров превосходства” дается на 5 лет и считается в Финляндии очень престижным. Кроме того, научным структурам, которые его удостоены, предоставляется дополнительное финансирование. На эти деньги, как правило, запускаются самые неожиданные и рискованные проекты.


На программу “Центров превосходства” Академия Финляндии тратит около 15% своего бюджета. Сейчас в стране 44 таких центра, специализирующихся в самых разных областях - от физики низких температур до теологии.


Важная часть работы академии - участие в различных международных и европейских программах. Одна из них - программа ERA-NET, объединяющая исследователей Европы. С Россией Академию Финляндии также связывают научные интересы. В частности, программа “Russia in Flex”, рассчитанная на период 2004-2007 гг. - самый крупный по финансированию проект академии.


Большую часть средств, которые выделяет государство на прикладные исследования, распределяет TEKES - национальное технологическое агентство при Министерстве промышленности и торговли. Одна из главных задач этой организации - побуждать исследовательские подразделения компаний к сотрудничеству с университетами и научными центрами с тем, чтобы в тесной кооперации с учеными предприниматели создавали инновационные продукты. Обычно TEKES вкладывает около 40% суммы, необходимой для реализации заявленного проекта, остальную часть инвестирует сама компания. В 2004 году государство предоставило в распоряжение TEKES 409 миллионов евро. На эти средства были профинансированы 1980 исследовательских проектов.


Как правило, одну половину своего бюджета агентство направляет на выполнение перспективных, с его точки зрения, проектов, другую - на развитие национальных технологических программ, которые осуществляются в рамках так называемых приоритетных направлений, выбранных экспертами исходя из потребностей национальной экономики и тенденций мировой индустрии. Кстати, эти приоритеты пересматриваются и корректируются каждые три года в ходе совместного обсуждения специалистами TEKES и представителями промышленности, исследовательских институтов, университетов и министерств.


TEKES поощряет создание научно-производственных коллабораций - чем больше университетов, исследовательских институтов и компаний заявлено в списке участников проекта, тем больше у такого проекта шансов получить поддержку. Так государство добивается, чтобы новые знания и новые технологии, на которые были потрачены бюджетные средства, не оставались в какой-то одной компании или лаборатории, а использовались в экономике страны как можно шире.


Если говорить об удачно завершившихся проектах, то их в TEKES ежегодно считают сотнями. К примеру, в ходе выполнения проектов, профинансированных в 2004 году, были получены 465(!) “новых или улучшенных” продуктов. Удивляться тут нечему: ведь TEKES для того и был создан, чтобы производить “истории успеха” серийно.


В Финляндии есть поговорка: “Если ты финн, то ты выиграл”. Действительно, копировать финские условия и менталитет довольно трудно, поскольку эта маленькая однородная страна, во многом опирающаяся на государство, по-своему уникальна. Но некоторые компоненты ее успеха, например, внимание государства к инновациям и образованию, вполне поддаются переносу на чужую почву.


Светлана Беляева
08.12.2005 20:43:04


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок