В последнее время в редком интервью с финским госчиновником, ученым или бизнесменом не прозвучит вопрос: “Так как же все-таки вам это удалось?”. Вопрос этот достаточно коварен, поскольку, будучи никоим образом не связан с контекстом самого интервью, трактоваться он может широко и подразумевать все что угодно. К примеру: как финским школьникам удалось опередить всех и дважды победить в международном испытании PISA (Programme for International Student Assessment), проводимом Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD)? Или: почему Всемирный экономический форум (WEF) уже в четвертый раз назвал Финляндию самой конкурентоспособной страной мира? А вот еще: с чем связаны лидирующие позиции финнов в ИТ-технологиях, телекоммуникациях, развитии сотовой связи?
Надо признать, что финские госчиновники, ученые и бизнесмены секретов своих успехов, в том числе и от зарубежных корреспондентов, не прячут, а на каверзные вопросы предпочитают отвечать детально и на месте. Тем более что после опубликования итогов очередного громкого рейтинга в Финляндию устремляются многочисленные делегации “по обмену опытом”, сопровождаемые любознательными журналистами.
Этой осенью в Финляндию съехались педагоги - Национальное управление образования собрало их на международный семинар “Финляндия в исследовании PISA - факторы, обеспечившие результат”. Ближе к началу зимы, после оглашения Всемирным экономическим форумом Отчета о конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report), подтянулись предприниматели. А журналистам возможность для получения исчерпывающей информации по объединяющей оба события теме “Образование, исследования и разработки - основа конкурентоспособности Финляндии” вновь предоставило Агентство новостей Finnfacts, уже неоднократно сотрудничавшее с “Поиском”.
Первым ключевую фразу, которая, как выяснилось позже, практически все и объясняет, произнес директор Конфедерации финских предприятий (Confederation of Finnish Industries) Юсси Мастонен. Касаясь взлетов и падений финской экономики в разные периоды ее развития, он сообщил: “Все отрасли могут переживать тяжелые времена, но как бы трудно ни было, образование и наука страдать не должны”. И далее: “Наша маленькая страна так долго находилась “на задворках” Европы, что теперь, когда для нас открыты европейские рынки, мы спешим развивать ориентированную на потребителя инновационную экономику, фундамент которой составляют новейшие исследования и разработки”. По словам Юсси Мастонена, даже в период экономического кризиса начала 1990-х годов, когда ВВП в стране упал на 13% за три года, а безработица выросла до 17,9%, Финляндия сохраняла высокий уровень расходов на научные исследования. Сегодня эти инвестиции составляют 5 миллиардов евро - это 3,5% ВВП - и уступают в Европе только шведским.
К развитию инновационной экономики Финляндия подготовилась основательно и заблаговременно. Казалось бы, пустяк - бесплатное образование (у нас ведь тоже “бесплатное”), но именно этот социальный оплот сами финны считают своим бесспорным и чуть ли не главным преимуществом. В конце Второй мировой войны выпускники финских школ считались наименее образованными в промышленно развитом мире, а сегодня признаны лучшими, о чем свидетельствуют сравнительные исследования Организации экономического сотрудничества и развития.
Как объяснил ректор Университета Хельсинки профессор Илкка Ниинилуото, обеспечение условий, при которых все финские дети, вне зависимости от места жительства и происхождения, получали бы достойное образование, - один из главных приоритетов государства. “Мы маленькая страна с небольшим населением и не слишком разнообразными природными ресурсами. Для того чтобы стать современным успешным обществом и развиваться в соответствии с мировыми тенденциями, мы должны абсолютно всем своим детям дать равноценное качественное образование”, - говорит он. Если учесть, что множество школ Финляндии расположены в небольших и довольно удаленных от крупных городов селах, становится понятным, каких усилий это “равноценное” образование стоит…
Университет Хельсинки - старейший в Финляндии, он был учрежден еще в 1640 году и первоначально, до 1828 года, располагался в Турку. В вузе 11 факультетов и 38 тысяч студентов, которые “грызут” классические университетские науки. Исследовательские подразделения (их 20) расположены в разных регионах страны. Обучение проходит по “болонской” модели - бакалавриат и магистратура, однако не менее 90% студентов выбирают для себя более продолжительный и трудоемкий вариант с получением степени магистра (иногда из-за занятости студентов обучение затягивается до разрешенных законом семи лет). “Работодатели с недоверием относятся к диплому бакалавра, - объясняет профессор Илкка Ниинилуото. - Впрочем, компьютерные науки - это, на мой взгляд, именно та область, где качественные знания можно получить и за три года”.
Финская высшая школа тесно связана с наукой: в университетах проводится большая часть фундаментальных исследований и многие прикладные. Вузовские лаборатории предоставляют в распоряжение студентов и профессоров самое современное оборудование, самые “продвинутые” и дорогостоящие исследовательские установки. Как правило, работают лаборатории “от зари до зари”, поэтому проводить эксперименты можно в любое время дня и ночи, достаточно сделать соответствующую запись в лабораторном журнале.
Исследовательский центр “Биомедикум” (Biomedicum Helsinki Research Centre) - одно из научных подразделений Университета Хельсинки. При участии госпиталя Хельсинки и технического исследовательского центра VTT в нем изучают возможности терапии злокачественных опухолей мозга бомбардированием пораженных клеток нейтронными пучками. Эта идея родилась у основателей “Биомедикума” 15 лет назад. За это время ученые центра существенно продвинулись в своих исследованиях, ими опубликованы десятки работ, готовятся к защите шесть докторских диссертаций, но главное - получен опыт успешного клинического применения новой методики.
Традиционно сильным считается в университете Отделение компьютерных наук (Department of Computer Science). Когда-то финских компьютерщиков прославил студент Линус Торвальдс, придумавший в далеком 1991 году операционную систему Linux, а теперь новое поколение увлеченных телекоммуникационными и компьютерными технологиями молодых людей “колдует” над “дружественными” по отношению к пользователю мобильными телефонами. Помимо основных функций, эти устройства работают в режиме компьютера, фотографируют, предоставляют доступ в Интернет, и ко всему прочему их работой можно управлять движением глаз…
Университеты в Финляндии - не просто образовательные центры, но и производители новых знаний. Все исследования в Финляндии финансируются на конкурсной основе, и поддержку от государства получают только те коллективы ученых, которые способны произвести качественный, действительно перспективный научный продукт. Средства, которые государство выделяет на фундаментальные исследования (в этом году - около 200 миллионов евро), в Финляндии распределяет академия. Для экспертизы заявок, которые поступают от ученых, академия привлекает зарубежных специалистов: так финны сверяют уровень национальных исследований с мировым.
В структуру академии входят четыре исследовательских совета, членами которых являются сами ученые - университетские профессора, специалисты из исследовательских институтов, а также представители исследовательских подразделений промышленных компаний. Через них и проходят все заявки и предложения. Главный критерий для финансирования - высокое научное качество проекта.
В 1995 году академия запустила первые “Центры превосходства” (Centers of Excellence). Они представляют собой коллаборации самых сильных и успешных лабораторий страны, которые отбираются по итогам строгого конкурса. Статус “Центров превосходства” дается на 5 лет и считается в Финляндии очень престижным. Кроме того, научным структурам, которые его удостоены, предоставляется дополнительное финансирование. На эти деньги, как правило, запускаются самые неожиданные и рискованные проекты.
На программу “Центров превосходства” Академия Финляндии тратит около 15% своего бюджета. Сейчас в стране 44 таких центра, специализирующихся в самых разных областях - от физики низких температур до теологии.
Важная часть работы академии - участие в различных международных и европейских программах. Одна из них - программа ERA-NET, объединяющая исследователей Европы. С Россией Академию Финляндии также связывают научные интересы. В частности, программа “Russia in Flex”, рассчитанная на период 2004-2007 гг. - самый крупный по финансированию проект академии.
Большую часть средств, которые выделяет государство на прикладные исследования, распределяет TEKES - национальное технологическое агентство при Министерстве промышленности и торговли. Одна из главных задач этой организации - побуждать исследовательские подразделения компаний к сотрудничеству с университетами и научными центрами с тем, чтобы в тесной кооперации с учеными предприниматели создавали инновационные продукты. Обычно TEKES вкладывает около 40% суммы, необходимой для реализации заявленного проекта, остальную часть инвестирует сама компания. В 2004 году государство предоставило в распоряжение TEKES 409 миллионов евро. На эти средства были профинансированы 1980 исследовательских проектов.
Как правило, одну половину своего бюджета агентство направляет на выполнение перспективных, с его точки зрения, проектов, другую - на развитие национальных технологических программ, которые осуществляются в рамках так называемых приоритетных направлений, выбранных экспертами исходя из потребностей национальной экономики и тенденций мировой индустрии. Кстати, эти приоритеты пересматриваются и корректируются каждые три года в ходе совместного обсуждения специалистами TEKES и представителями промышленности, исследовательских институтов, университетов и министерств.
TEKES поощряет создание научно-производственных коллабораций - чем больше университетов, исследовательских институтов и компаний заявлено в списке участников проекта, тем больше у такого проекта шансов получить поддержку. Так государство добивается, чтобы новые знания и новые технологии, на которые были потрачены бюджетные средства, не оставались в какой-то одной компании или лаборатории, а использовались в экономике страны как можно шире.
Если говорить об удачно завершившихся проектах, то их в TEKES ежегодно считают сотнями. К примеру, в ходе выполнения проектов, профинансированных в 2004 году, были получены 465(!) “новых или улучшенных” продуктов. Удивляться тут нечему: ведь TEKES для того и был создан, чтобы производить “истории успеха” серийно.
В Финляндии есть поговорка: “Если ты финн, то ты выиграл”. Действительно, копировать финские условия и менталитет довольно трудно, поскольку эта маленькая однородная страна, во многом опирающаяся на государство, по-своему уникальна. Но некоторые компоненты ее успеха, например, внимание государства к инновациям и образованию, вполне поддаются переносу на чужую почву. |