Отчет о проведении Общего собрания Российской академии наук 28 мая -2 июня 2008 года
02.06.2008
28 мая
28 мая утреннее заседание Общего собрания РАН открыл президент РАН академик Ю.С.Осипов.
Он по традиции зачитал фамилии членов Академии, ушедших из жизни в период между мартом 2007 года и маем 2008 года. Делегаты Общего собрания почтили их память.
Затем было предоставлено слово академикам-секретарям отделений РАН по направлениям наук, которые представили собравшимся результаты прошедших накануне выборов действительных членов РАН, членов-корреспондентов РАН и иностранных членов РАН.
После ответов на вопросы и обсуждения представленных кандидатур была избрана счетная комиссия, и члены Общего собрания получили бюллетени для тайного голосования. Затем состоялось голосование, и счетная комиссия приступила к подсчету голосов.
29 мая
29 мая утреннее заседание началось с утверждения протоколов счетной комиссии по выборам новых членов РАН.
По результатам голосования избраны 44 академика и 112 членов-корреспондентов РАН, а также 14 иностранных членов РАН.
После краткого перерыва в заседании Общего собрания приняли участие председатель Правительства российской Федерации В.В.Путин, вице-премьер Правительства С.Б.Иванов, министр образования и науки А.А.Фурсенко, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ С.М.Миронов.
Доклад председателя Правительства РФ В.В.Путина
В своем выступлении председатель Правительства РФ В.В.Путин сказал:
Уважаемый Юрий Сергеевич! Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Я прежде всего хочу вас поблагодарить за приглашение, за возможность выступить в столь высокой, представительной аудитории. Хотел бы сегодня остановиться на вопросах, которые, на мой взгляд, напрямую определяют перспективы российской науки, ее роль в модернизации экономики, в обеспечении позиций страны в глобальной технологической и интеллектуальной конкуренции.
Мы все помним, в каком непростом состоянии, положении находилась наука в недалеком прошлом. Сворачивались или откладывались в долгий ящик многие перспективные научные программы. Мы столкнулись с массовым оттоком исследовательских кадров и утратой преемственности поколений и авторитетных научных школ. Конечно, пока еще слишком рано, слишком рано говорить о качественном изменении ситуации. Я это прекрасно понимаю. Но положение дел, пусть постепенно, но все-таки к лучшему меняется, в том числе, и благодаря принципиальной позиции академического сообщества, руководства Академии.
Ряд серьезных решений был принят в рамках Совета по науке, технологиям и образованию. Сегодня они уже реализуются на практике. Именно в рамках Совета поддержку получили инициативы по подготовке Программы фундаментальных исследований, по развитию инновационной инфраструктуры, обновлению кадрового потенциала отечественной науки.
Ежегодно растут расходы федерального бюджета на гражданскую науку. В текущем году их объем составит около 125 миллиардов рублей, а общая сумма, с учетом внебюджетных источников, порядка 200 миллиардов рублей. Добавлю, что совсем недавно на заседании Президиума Правительства мы обсуждали вопросы налоговой политики. Решено уже с 2009 года реализовать дополнительные меры поддержки НИОКРов по приоритетным направлениям.
Предлагается увеличить в полтора раза объем затрат, которые можно списывать на себестоимость при ведении таких работ, причем даже в случае если они дали отрицательный результат. Рассчитываем, что это обеспечит дополнительный приток средств в нашу науку.
Мы уже выделили серьезные ресурсы для развития таких перспективных сфер, как нано и биотехнологии, ядерная энергетика, авиакосмические исследования и ряд других. Только по федеральным целевым программам на эти цели поступит примерно 600 миллиардов рублей в 2008-2010 годах. Существенно увеличены объемы бюджетного финансирования самой Академии наук. В 2007 году ее бюджет составлял более 37 миллиардов рублей, в текущем году будет примерно 45 миллиардов. В 2010 году ассигнования превысят 60 миллиардов рублей. Напомню, что в 2000 году речь шла о сумме в пределах 6 миллиардов рублей. Обращаю ваше внимание, что за достаточно короткий срок произошел рост в 10 раз.
Конечно, наверное, и этого недостаточно, этого будет мало, я это прекрасно понимаю, но мы должны соотносить наши расходы с возможностями экономики. Начиная со следующего года подавляющая часть средств будет выделяться Академии в рамках Программы фундаментальных научных исследований. На ее реализацию в течение 5 лет по линии Российской академии наук поступит более 200 миллиардов рублей.
Обновлена правовая база научной деятельности, включая Закон о науке и научно-технической политике, утвержден новый Устав Российской академии наук. Логика изменения в укреплении самостоятельности академического сообщества, развитии начал самоуправления, естественно, при повышении ответственности за результаты научной деятельности.
Очевидно, нам не обойтись без внедрения современных подходов к организации научных исследований, без развития конкуренции в научной среде. Только так можно конвертировать инвестиции в рост эффективности нашей научной сферы, в создание интеллектуального продукта, востребованного как внутри страны, как на нашем рынке, так и в мире.
И, конечно, академический сектор должен активнее включаться в инновационную деятельность, решать задачи, необходимые обществу, экономке, бизнесу, самым тесным образом взаимодействуя с другими исследовательскими центрами, в первую очередь, с университетской наукой. Вы знаете, мы приняли в прошлом году поправки в закон, которые устранили искусственные барьеры для того, чтобы академические институты занимались преподавательской деятельностью и для того, чтобы высшие учебные заведения могли пользоваться академической базой. Рассчитываю, что Академия станет заинтересованным партнером в реализации одного из наших приоритетных проектов - в создании сети фундаментальных федеральных университетов. Новое законодательство это, как я уже сказал, позволяет делать. Федеральные университеты задумываются как научно-образовательные центры мирового уровня. Их студенты и преподаватели должны получить возможность работать на лабораторной базе лучших академических институтов, использовать другие рациональные формы интеграции науки и образования.
Нам не обойтись и без существенного обновления самой материальной базы науки. Только по линии Министерства образования и науки уже создано 56 центров коллективного пользования современным научным оборудованием. Но общая картина, конечно, далека еще от оптимальной. Так, возраст почти половины машин и оборудования, на которых работают ученые Российской академии наук, превышает 11 лет, доля нового оборудования до двух лет – немногим больше 20 процентов.
Мы будем искать пути решения этой проблемы, и ждем обоснованных предложений со стороны руководства Российской академии наук. Я прекрасно понимаю, что это одна из ключевых проблем. Повторяю, будем искать решение этого вопроса.
Чтобы люди сегодня шли в науку, реализовывали свой потенциал у себя на родине, в России, у них должна быть возможность полноценно заниматься исследовательской деятельностью, им нужно видеть горизонты своего научного роста и, что не менее важно, иметь комфортные и достойные условия жизни. Уже реализуется «пилотный проект» по оплате труда научных работников Российской академии наук. Средняя заработная плата за два с небольшим года выросла более чем в три раза, с 6 до 20 тысяч рублей. А к концу 2008 года она составит, как мы и планировали, мы договаривались об этом с Юрием Сергеевичем, 30 тысяч рублей в месяц. Подчеркну, речь идет именно о средней заработной плате. Во многих успешных научных коллективах труд ученых оценивается намного выше.
Кроме того, Академии предоставлено право самостоятельно определять численность работающих и систему оплаты их труда. Совершенно справедливо, что уровень доходов ученого должен быть прямо связан с результатами его научной деятельности. И, конечно, вы знаете о принятом Правительством решении повысить оклады за звания действительных членов Российской академии наук до 50 тысяч рублей в месяц, а членов-корреспондентов – до 25 тысяч рублей в месяц.
Мы также должны сформировать целую систему стимулов для закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий.
Для этого следует поддержать различные формы академической мобильности, внедрять адресное финансирование исследований, проводимых молодыми учеными, дать им возможность работать в рамках ведущих научных школ.
Практически все эти темы отражены в новой федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» В ближайшее время она будет рассмотрена и утверждена на заседании Правительства Российской Федерации.
И, конечно, важно помочь молодым ученым с жильем. Это одна из ключевых проблем. И мы это понимаем (я полностью согласен с Юрием Сергеевичем Осиповым), что решение этой проблемы способно самым серьезным образом изменить ситуацию с кадрами. Здесь нужно использовать все ресурсы, включая - по предложению Юрия Сергеевича – земельные участки, находящиеся в пользовании Российской академии наук.
Хочу вас проинформировать, что уже дал поручение профильным федеральным министерствам детально проработать этот вопрос.
Уважаемые коллеги!
Вот уже почти 300 лет Академия наук служит России, задает каноны научного творчества, честность, открытость, преемственность и готовность к постоянному обновлению.
Уверен, Академия сохраняя свой дух и традиции, и дальше будет идти в ногу со временем, вносить весомый вклад в развитие нашей страны.
Большое вам спасибо за внимание.
Доклад президента РАН академика Ю.С.Осипова
Затем с докладом выступил президент РАН академик Ю.С.Осипов:
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, глубокоуважаемый Сергей Михайлович, глубокоуважаемые члены Общего собрания, дорогие гости!
После выступления председателя Правительства мне очень сложно будет выступать, я неизбежно буду повторяться, но простите меня за это.
В соответствии с Уставом Российской академии наук ее Президиум, слагая свои полномочия, представляет Общему собранию отчет о деятельности за годы своей работы. Основные направления деятельности и полученные результаты в 2002-2006 годах обсуждались на ежегодных Общих собраниях. Сводный отчет за 6 лет и отдельный сборник итогов работы за 2007 год опубликованы и представлены Вам.
Позвольте прокомментировать некоторые важные моменты в нашей работе и ряд проблем, которые должны продолжать оставаться в центре внимания Академии. Доклад главного ученого секретаря, выступления вице-президентов и членов Президиума существенно дополнят сказанное мной.
Прежде всего - о нашем главном деле. Представленные Вам основные научные достижения показывают, что в отчетный период Академия неизменно выполняла свою главную уставную обязанность - создавала фундаментальные научные знания в области математики, естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. Она внесла существенный вклад в развитие мировой науки.
Отчетный период - время кардинальных перемен в России, период принятия важнейших государственных решений, направленных на поддержку и развитие отечественной науки, Российской академии наук. Подчеркну, что в подготовке многих из этих решений Академия принимала непосредственное и активное участие. И за этим - огромная, кропотливая работа, острые дискуссии, поиски разумных компромиссов и, главное, конструктивное сотрудничество с Администрацией Президента, Правительством, Федеральным Собранием, Советом безопасности, Минобрнаукой, Минфином.
В 2002 году на совместном заседании Совета безопасности РФ, Президиума Госсовета и Совета по науке, технологиям и образованию были приняты и утверждены Президентом РФ «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».
В этом основополагающем документе фундаментальная наука отнесена к высшим национальным приоритетам России. Именно благодаря этому документу впервые в постсоветский период Академия наук имела на все прошедшие 6 лет гарантированное, увеличивавшееся из года в год государственное финансирование и, безусловно, смогла перейти от выживания к развитию.
(Слайд). Видите, график на нижней картинке показывает, как менялась ситуация с финансированием только Академии наук.
Государством и самим академическим сообществом в эти годы сделан ряд важных шагов по укреплению и развитию фундаментальных исследований в стране, по повышению их роли в решении задач, стоящих перед государством.
К сожалению, в отчетный период так и не был осуществлен переход от минимального уровня финансирования гражданской науки к более масштабному, также обозначенному в «Основах политики....», и только в последние годы происходит резкое изменение ситуации.
(Слайд). Видите синий график и красный верхний график? Это графики, которые были в качестве приложения к «Основам политики…». Вот как развивалась ситуация по нижнему графику, а нам все время хотелось перейти на верхний график. Сейчас, повторяю, произошел резкий скачок, он здесь пока не обозначен.
В 2004-2005 годах Минобрнаукой и Академией наук был разработан так называемый «пилотный проект» по совершенствованию оплаты труда научных сотрудников Академии. Он был поддержан Президентом России, и в начале 2006 года было принято соответствующее Постановление Правительства РФ. Реализация проекта, предполагающая доведение (Владимир Владимирович говорил об этом сегодня) средней бюджетной зарплаты научных сотрудников к концу этого года до 30 тысяч рублей (сейчас она составляет почти 20 тысяч, т.е. в три с лишним раза больше, чем средняя зарплата в 2005 году), была бы невозможна, если бы не существенные ежегодные увеличения нашего бюджета. Об этом уже говорилось.
(Слайд). Вот столбики. Синий – это центральная часть, красный – Дальневосточное отделение, Сибирское отделение - золотая картинка, Уральское отделение – голубая. Вот как менялось финансирование Академии наук.
Реализация проекта предполагала «замораживание» на уровне 2005 года доли незарплатных академических расходов в 2006-2008 годах. Мы осознанно пошли на это, понимая, что с 2009 года финансирование гражданской науки и, следовательно, РАН (об этом сейчас Владимир Владимирович говорил) существенно увеличивается согласно «Основам политики».
Есть еще одна острая проблема, о которой я не могу не сказать сегодня. «Пилотный проект» не охватывает инженерно-технический персонал, и в институтах возникла большая диспропорция в зарплатах сотрудников. Многие институты сглаживали ситуацию (мы к этому призывали) за счет внебюджетных средств. Подразделения, не имеющие таковых, оказались в трудном положении. В особенно трудном положении оказались наши библиотеки, архивы, музеи.
Уверен, что проблема будет решена в рамках новой системы финансирования (это переход на субсидии или отраслевую систему оплаты труда).
Считаю также правильным (и с моей точки зрения это очень важно), чтобы на освобождающиеся при реализации «пилотного проекта» бюджетные ставки с января 2009 года принимались в Академию наук талантливые молодые ученые.
В конце 2006 года Президент страны подписал Закон о внесении изменений в «Закон о науке и научно-технической политике», определивший новую организационно-правовую форму Российской академии наук: Академия является самоуправляемой некоммерческой организацией, созданной в форме государственной Академии, которая наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей федеральным имуществом, правом на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных организаций. Все эти и другие важные нормы вошли в новый Устав Академии наук, который определяет также структуру Академии наук, порядок деятельности и финансирования подведомственных ей организаций.
В декабре 2007 года Устав Академии был утвержден Правительством РФ. Я еще раз хочу сказать, что мае прошлого года у нас произошло замечательное событие, когда Академия абсолютно единогласно (при одном воздержавшемся) поддержала этот Устав. Эта консолидация сыграла огромную роль в продвижении нашего Устава.
Я считаю, что утверждение Устава – событие, значение которого трудно переоценить. В нем сохранены все принципиальные положения прежнего Устава. Он укрепил позиции Российской академии наук, повысил ее роль и значение в жизни страны.
В 2007 году в соответствии с Законом о науке и Посланием Президента Федеральному Собранию разработана пятилетняя Программа фундаментальных исследований академического сектора науки. Эта программа разработана на основании планов работы государственных академий, т.е. тех планов, которые составили сами государственные академии наук на пять лет. И при этом мы исходили из новых механизмов их финансирования Академии. Программа была рассмотрена в ноябре прошлого года на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, проходившего в Академии наук под председательством В.В.Путина. В феврале этого года Программа утверждена Правительством РФ. Важно, что при этом определен минимальный уровень финансирования Академии наук на все пять лет, Владимир Владимирович об этом сказал.
Высшим органом управления Программой является Межакадемический Совет под председательством президента РАН. В него войдут и представители государства. Последнее, и я это подчеркиваю, не означает, что при этом как-то ущемляется свобода исследований ученых, свобода принятия академических решений. Речь идет о живой связи академического сообщества с властью в интересах решения стоящих перед ним задач. Следует также понимать, что в силу специфики фундаментальных исследований Программа не может быть «застывшей», но наверняка потребует корректировок, учитывающих логику развития самой науки и появление новых научных проблем.
Программа фундаментальных исследований академического сектора науки полностью отвечает целям и задачам Академии наук, изложенным в ее Уставе. Ее основными целями являются расширение и углубление знаний о природе, человеке и обществе; повышение эффективности использования потенциала академической науки в интересах социально-экономического развития и укрепления безопасности Российской Федерации, в интересах завоевания и укрепления лидирующих позиций страны в международных делах; развитие кадрового потенциала науки.
Программа охватывает ключевые направления науки: математические науки, физические науки, химию и науки о материалах, информационные технологии и нанотехнологии, науки о жизни, науке о Земле, энергетику, механику, машиностроение и процессы управления, гуманитарные и общественные науки. Многие из планируемых исследований, и это очень важно, связаны междисциплинарными проблемами – такими, например, как изучение Космоса, экологические проблемы и проблемы климата, фундаментальная медицина, изучение процессов, происходящих в обществе и многими другими. Программа направлена на стимулирование интеграционных процессов между академической и вузовской наукой, на повышение уровня образования в стране, на развитие научных школ, на приток молодых талантливых людей в науку. Она нацелена на укрепление и развитие связей с ключевыми наукоемкими ведомствами, государственными корпорациями, с ведущими научными центрами. Программа предусматривает развитие академической информационной научной структуры.
На Совете, который проходил у нас в Академии, был поставлен вопрос о том, как включить в эту Программу фундаментальные исследования, которые ведутся в университетах. Я считаю, что в интересах общего дела это крайне важно, и сейчас мы об этом думаем.
Как сказал на Совете В.В. Путин, теперь наша задача – конвертировать новые возможности в действительно востребованные и конкурентоспособные новые знания, новые технологии и новые продукты.
Действительно, Россия объявила своей главной стратегической задачей построение инновационной экономики, экономики, построенной на знаниях. Без ложной скромности замечу, что Российская академия наук оказала определенное влияние на принятие этого решения, и ее прямая обязанность - внести существенный вклад в достижение поставленной цели. Это совсем не подменяет нашу главную уставную обязанность - создавать новые фундаментальные знания. Потому что именно фундаментальная наука - исходная основа инновационной экономики, та культура, которая позволяет выбирать верные государственные ориентиры в бескрайнем море знаний, развивать образование и просвещение народа, улучшать качество его жизни.
В этой связи напомню темы научных сессий Общих собраний последних лет. На Совете Владимир Владимирович тогда приводил эту картинку, но еще раз посмотрите, это очень важно. Посмотрите сессии и тематику научных сессий академий наук.
Эти сессии прошли очень успешно, имели широкий резонанс не только в научном сообществе, но и способствовали принятию важных государственных решений.
Еще раз подчеркну, что усиление нашей инновационной деятельности, в том числе на пути сотрудничества с госкорпорациями, с государственными научными центрами и вузами страны, с бизнесом, участие Российской академии наук в крупных инновационных проектах представляется важнейшей академической задачей. И это касается не только институтов, работающих в области естественных и технических наук, но и в равной мере институтов, работающих в области общественных и гуманитарных наук.
Один из самых важных вкладов Академии наук в развитие нашего общества, в развитие страны – вклад в просвещение и образование общества, в рост его интеллектуального потенциала, в профессиональную подготовку высококвалифицированных, увлечённых специалистов, на которых страна может опираться в построении инновационной экономики, в мировой технологической гонке, в деле развития культуры и самой науки.
За последние годы Академией наук немало сделано. Это и организация конкурсов научных работ молодежи, и активное участие в образовательных процессах вузов, и создание академических школ, кафедр, факультетов, академических научно-образовательных комплексов, и развитие академической аспирантуры и докторантуры, и громадная работа по экспертизе всех школьных учебников в стране. Сейчас в Академии наук экспертизу прошла примерно тысяча учебников. Это громадная работа. Всю эту работу следует продолжать и развивать, развивать системно, в тесном сотрудничестве с ключевыми вузами России. Её следует дополнить активным участием Академии наук в работе общества «Знание», совершенно необходимого для пропаганды в широкой части населения научных и инженерных знаний, изобретательства. Известный лозунг «кадры решают все» сегодня как никогда актуален.
Общеизвестно, какое значение для РАН имеет проблема привлечения в Академию и закрепления в нёй талантливой молодежи. Мы все понимаем, что это одна из самых болезненных и острых проблем. Она многогранна, и полноценное ее решение в значительной степени зависит не только от наших усилий, но и от политической воли высшего руководства страны. На эту тему есть немало популистских, конъюнктурных высказываний и рассуждений, в том числе и в нашем сообществе. Они не способствуют решению проблемы, но создают некий фон, мешающий делу.
Тем не менее, продвижения в решении этой проблемы имеются (повышается зарплата научных сотрудников, улучшается ситуация с обеспечением современными приборами и оборудованием), и необходимо сделать следующие шаги.
Важнейший из них (Вы, Владимир Владимирович, говорили об этом) – предоставить молодым сотрудникам возможность получения недорогого жилья (на разных условиях). Сейчас мы в Москве планируем строительство большого дома молодых ученых площадью, примерно, 30 тыс. кв. метров. Нам сейчас Москва выделила специальную площадку, сейчас ведется проектирование этого дома – дома с соответствующей инфраструктурой (ясли, детский сад). Но требуется сформировать масштабную, охватывающую и регионы, академическую программу строительства жилья для молодых сотрудников. И что мне представляется важным, чтобы это жилье можно было предоставлять сотрудникам как служебное или по коммерческому найму, закрепляя при этом право выкупа жилья в рассрочку по строительной себестоимости (в рассрочку) после успешной работы в Академии в течение определенного количества лет. Мне очень приятно, что Владимир Владимирович поддержал эту идею, соответствующие поручения уже даны, сейчас мы об этом думаем.
Представляется также необходимым создание в Академии наук фонда аренды жилья для наших сотрудников.
В чем дело? Дело в том, что в некоторых регионах, где нельзя, допустим, развернуть строительство жилья для сотрудников и для молодых людей, мы вынуждены как-то помогать в аренде жилья этим сотрудникам. Строится там, допустим, не очень много, поэтому такой фонд создать нужно. Это важно.
Критическое значение для решения задач, стоящих перед Академией, имеет состояние технического оснащения наших институтов. И я хочу сказать, Владимир Владимирович, что за эти 6 лет мы все-таки почти на 20 млрд. руб. купили оборудования и приборов. Где-то 10 с лишним миллиардов мы истратили на покупку импортного оборудования, а остальную часть – на покупку отечественного.
Подготовка, конечно, соответствующего постановления Правительства сейчас будет упираться в то, насколько быстро и тщательно мы проведем анализ всей приборной базы и когда будет составлена обоснованная заявка. Это, конечно, большая и срочная работа, которую нужно делать.
Считаю необходимым сказать следующее.
Мы должны всячески поддерживать развитие отечественного научного приборостроения, отвечающего мировым стандартам. В меру возможностей в последнее время это делалось, когда часть денег, выделяемых нам на оборудование, мы направляли на создание приборов внутри страны. Некоторые из этих приборов с удовольствием продаются и за рубежом приборами именно мирового класса.
Развитие России – в развитии регионов.
Этот лозунг реализуется сейчас в проводимой государством политике. Формируются масштабные программы развития громадных территорий и в их разработке Российская академия наук активно участвует. Прежде всего, я имею в виду программу социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия) и особенно программу «Урал промышленный, Урал полярный», которая несколько раз уже рассматривалась на заседании Президиума Академии наук.
Поэтому укрепление и развитие наших региональных отделений и научных центров – первостепенное дело, требующее, в частности, переосмысления взаимодействия Президиума Академии наук с президиумами региональных подразделений, без активного участия которых вся эта работа была бы просто невозможной.
Региональная политика Академии наук должна стать составным элементом региональной политики государства.
Спасибо.
В.В.Путин прокомментировал проект решения Общего собрания:
Юрий Сергеевич, я посмотрел проект постановления. Не все, правда, успел посмотреть. Некоторые вещи мне очень понравились.
14 пункт: «… Считать гражданским и профессиональным долгом ученых обеспечить постоянную связь со средствами массовой информации для пропаганды достижений науки, борьбы с лженаучными представлениями (с мракобесием, и предрассудками), с экстремизмом».
На два пункта хотел бы обратить внимание: поручить Президиуму РАН продолжить работу по закреплению в Академии молодых талантливых кадров, используя в этих целях систему долгосрочных контрактов с повышенной зарплатой, льготные условия для получения жилья и другие необходимые меры; усилить поддержку молодых ученых, работающих в РАН, активизируя деятельность фонда молодых ученых, систематически организуя конкурсы и присуждая премии за инновационные работы.
Напоминаю, у нас существуют небольшие, правда, но все-таки существуют президентские гранты для молодых ученых. Хочу вам доложить, мы их планируем расширить до следующего года.
Это первое и второе: все-таки 80 млрд. запланировано в программе, о которой я вам упоминал, подготовка научно-педагогических кадров. Там заложены основные деньги как раз на эти цели.
И пункт 9: «Поручить Президиуму обратить особое внимание вопросам обновления приборного парка Академии….» И дальше очень правильное замечание: «…Обратиться в Правительство РФ с просьбой о целевом выделении средств на обновление приборной базы фундаментальной науки»,
Юрий Сергеевич только что сказал, что на эти цели в последнее время было истрачено 20 млрд. Но я и в своем выступлении говорил о том, что, конечно, пока совершенно недостаточным является то количество современного оборудования, которое имеется в научных учреждениях Академии наук. И, разумеется, мы должны решать эту проблему. Но хотелось бы, чтобы, конечно, были выработаны четкие понятные критерии эффективности использования того оборудования, которое мы будем закупать. А мы, конечно, будем закупать. И, конечно, будем решать этот вопрос. Мы должны заранее знать, какой будет результат. Во всяком случае, на какой результат мы рассчитываем, приобретая те или иные оборудование и приборы.
Но и, наконец, все-таки пока мы, прежде всего, должны ориентироваться на центры коллективного пользования.
Есть еще ряд интересных замечаний, но я пока этим ограничусь.
Большое спасибо.
Ю.С.Осипов от имени всей Академии сердечно поблагодарил Владимира Владимировича Путина и Сергея Михайловича Миронова за участие в Общем собрании.
Доклад главного ученого секретаря президиума РАН академика В.В.Костюка
После перерыва Ю.С.Осипов предоставил слово главному ученому секретарю президиума РАН академику В.В.Костюку, который представил доклад о деятельности Президиума Академии в 2001-2007 гг.
Уважаемые коллеги!
Я еще в большем затруднении, чем Юрий Сергеевич, поскольку я выступаю третьим. Поэтому я прошу меня извинить за некоторые факты, которые будут в моем докладе повторять доклад Юрия Сергеевича и частично выступление премьер-министра.
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Уставом Российской академии наук Президиум Академии представляет Общему собранию доклад «О работе Президиума РАН и выполнении решений Общих собраний Российской академии наук в 2001-2007 гг.». Полный комплект отчетов у вас имеется в раздаточных материалах. В своем сообщении я хотел бы обратить внимание участников Общего собрания на ряд моментов, которые являлись наиболее принципиальными в нашей работе.
В отчетном периоде научно-организационная работа Президиума РАН проводилась по следующим основным направлениям.
1. Участие РАН в выработке государственной научно-технической инновационной политики.
Как уже отмечалось в докладе академика Ю.С.Осипова, основным документом, определившим направления развития отечественной науки в первом десятилетии века, стали «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу».
Кроме того, был принят еще ряд документов, направленных на реформирование науки, в разработке которых РАН принимала самое активное участие. Это, прежде всего, изменения в законы «О науке и государственной научно-технической политике» и «Об образовании», четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая вопросы, связанные с возникновением, защитой и реализацией прав на результаты интеллектуальной деятельности и некоторые другие.
Активному участию в формировании государственной научно-технической политики способствовала работа наших ученых в Совете по науке, высоким технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации. Так, за последние годы на этом совете рассматривались предложения, подготовленные с участием РАН по формированию национальной инновационной системы, развитию наукоградов, интеграции науки и образования. В ноябре 2007 года на заседании в Президиуме РАН была рассмотрена и одобрена Программа фундаментальных исследований государственных академий наук на период 2008-2012 гг.
Слайд. Часть документов касалась непосредственно академического сектора науки, как фундамента инновационной экономики.
Новой редакцией Федерального закона «О науке…», принятой в декабре 2006 года, Российская академия наук определена как некоммерческая научная организация, созданная в форме государственной академии наук.
Слайд. При этом за РАН закреплены полномочия по определению направлений фундаментальных исследований, по развитию сети научных организаций, определению системы оплаты труда и другие, что нашло свое отражение в Уставе, принятом в марте 2007 года Общим Собранием РАН и утвержденном Правительством Российской Федерации в конце 2007 года.
Таким образом, и на политическом, и на законодательном уровне за РАН закреплены функции ведущей научной и экспертной организации, обеспечивающей создание фундаментальных научных основ инновационной экономики.
2. Внутриакадемическая работа Президиума.
Собственно организационная работа Президиума характеризуется следующими показателями:
Слайд. За истекший период было проведено 217 заседаний Президиума РАН, на которых было заслушано 149 научных сообщений о наиболее важных результатах исследований членов Академии.
• После 10-летнего перерыва было возобновлено проведение научных сессий РАН.
• Принимались постановления и распоряжения Президиума Академии, в том числе совместно с федеральными органами государственной власти.
• Заключены Соглашения о сотрудничестве с рядом государственных и коммерческих структур.
Слайд. Активно работал Совет по координации деятельности региональных отделений. С целью улучшения работы Президиума по координации деятельности отделений РАН, ее региональных отделений и научных центров в 2002 году при Президиуме были образованы Совет директоров, Координационный Совет РАН по инновационной деятельности, Региональный межведомственный координационный Совет (Санкт-Петербург).
В аппарате Президиума РАН созданы специальные подразделения, отвечающие за организацию программ фундаментальных исследований, взаимодействие с высшей школой, инновационную деятельность, взаимодействие со СМИ.
3. Развитие сети научных организаций Академии.
Все эти годы Президиумом РАН проводилась планомерная работа в этом направлении. В 2002 году количество Отделений по направлениям наук было сокращено вдвое (Слайд), в их составе образованы секции.
С целью развития академической науки на Юге России в 2002 году был создан Южный научный центр РАН. Сейчас центр прошел стадию становления, и в настоящее время в его структуре создаются три новых института. Всего в структуре РАН работают 37 региональных научных центров (Слайд).
Работа по реструктуризации сети организаций РАН проводится Комиссией по совершенствованию структуры РАН.
Число научных организаций РАН (Слайд) также не оставалось постоянным. За отчетный период было ликвидировано 58 научных организаций, создано 17 новых научных организаций. И на 1 января 2008 года в структуре Академии работало 604 организации, из них научных организаций 410, 15 из которых находятся в стадии ликвидации.
Новая структура Академии позволила улучшить координацию исследований, управление научными программами, повысило самостоятельность Отделений.
В число организаций научного обслуживания входят: конструкторские и проектные бюро, предприятия научного приборостроения, книгоиздательский комплекс, инновационно-технологические центры. Организациями социальной сферы (их сейчас в Академии 172) являются образовательные и медицинские организации, гостиницы,