Не экономить, а повышать результативность в госсекторе науки - вот основная цель изменений, которые планируются в управлении научной сферой и ее финансировании. Таким был лейтмотив очередного круглого стола, организованного центром “Открытая экономика”. Речь шла о двух ресурсах, способных, по мнению выступающих, существенно повысить эффективность научной деятельности: о более результативном использовании имущественного комплекса и изменении организационно-правовых форм некоторых научных учреждений.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев считает, что финансирование научного сектора может быть устроено в России так же, как “в лучшей жизни, на берегах Атлантического океана”. Опыт построения капитальных фондов, из которых на 30-40% финансируются американские университеты, может, по его мнению, перенять РАН, что позволит ей “не торговаться каждый год за госбюджет”, а стать более независимой и изменить структуру горизонтов планирования. Управлять активами капитального фонда должны будут специальные компании. С.Гуриев привел в пример американскую компанию Commonfund, управляющую 1600 университетскими фондами, каждый из которых составляет примерно 20 млн долларов.
За счет чего будет пополняться фонд? По словам С.Гуриева, первое время - за счет арендных средств РАН. Но тут может возникнуть вопрос: а зачем академии отдавать управление своими активами другим компаниям, ведь деньги от аренды сейчас и так остаются в институтах? “Директора институтов не очень представляют себе, как устроен рынок аренды”, - говорит С.Гуриев. Рынком брокерских услуг должны заниматься специальные компании, вознаграждение которых будет пропорционально сумме доходов, полученных от аренды (8% от дохода). Независимая экспертиза рынка и централизованное управление недвижимостью РАН могут увеличить арендные поступления с сегодняшних 107 долларов в год за квадратный метр площадей, расположенных в Москве, до 200. По словам С.Гуриева, обсуждать идею создания капитального фонда имеет смысл лишь в том случае, если соотношение сумм будет именно таким.
Если же такое решение состоится, отчетность управляющей компании будет принимать наблюдательный совет, в который войдут представители РАН, органов государственной власти, научной общественности и предприниматели.
Впрочем, не все участники встречи согласились с идеями, которые высказал С.Гуриев. Некоторые руководители академических институтов считают, что в этом вопросе можно обойтись и без столь кардинальных мер.
О новых организационно-правовых формах научных организаций, более удаленных от государства, нежели существующие, рассказал руководитель направления Межведомственного аналитического центра Михаил Кузык. Это автономные учреждения (АУ) и государственные автономные некоммерческие организации (ГАНО), за деятельность которых государство не будет нести субсидиарную ответственность.
АУ и ГАНО теряют гарантии (не возможности!) бюджетного финансирования, а взамен получают хозяйственную самостоятельность, то есть более свободный режим распоряжения денежными средствами. В перспективе, после принятия соответствующих законов, в научной среде предполагается создание около 800 таких организаций.
В настоящее время законопроект об АУ находится на рассмотрении в Правительстве РФ, а закон о ГАНО дорабатывается. Прослушав сообщение М.Кузыка, руководители федеральных государственных унитарных предприятий высказали вопрос-опасение, не заставят ли их учреждения насильно преобразовываться в АУ и ГАНО? В ответ статс-секретарь - замминистра Минобрнауки Дмитрий Ливанов сказал, что решающее слово при смене организационно-правовой формы будут иметь учредители организации. |