Руководителям региональных (территориальных) организаций Профсоюза работников РАН
В связи с многочисленными обращениями руководителей и членов региональных организаций Профсоюза работников РАН в адрес органов исполнительной власти и президента Российской академии наук академика Ю.С.Осипова сообщаем следующее.
Закрепленная ранее в Федеральном законе от 23.08.96. № 127-ФЗ « О науке и государственной научно-технической политике» норма о выходе к 2010 году финансирования гражданской науки на уровень 4 % от расходной части бюджета, были отменены с 01 января 2005 года Федеральным законом от 22.08.04. г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации».
Несмотря на это, расходы на науку гражданского назначения, предусмотренные в Федеральном законе от 24.07.07. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» постоянно растут и составят: в 2008 году -119,4 млрд. рублей, в 2009 году - 139,8 млрд. рублей, а в 2010 году - 173,7 млрд. рублей, что превышает минимальные объемы финансирования этих расходов, определенных протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20.03.02. № 2, утвержденным Президентом Российской Федерации 30.03.02. № Пр-575.
Выступая 30 ноября 2007 года на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, Президент РФ В.В.Путин отметил, что суммарные бюджетные расходы на науку в этом году составили более 200 миллиардов рублей. Это почти в пять раз больше, чем мы тратили на эти же цели в 2000 году. Причем к 2010 году совокупные расходы на науку удвоятся. Еще раз они удвоятся в ближайшие два года и составят около 400 миллиардов рублей, а с учетом планируемых затрат отечественного бизнеса сумма составит 600 миллиардов рублей.
Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы вопрос недофинансирования науки будет решен.
Правительством РФ было принято постановление от 22 апреля 2006 г. № 236 о пилотном проекте, основной целью которого является повышение заработной платы научным сотрудникам Российской академии наук. К концу 2008 года планируется довести эту зарплату в среднем до 30 тысяч рублей. Первый этап пилотного проекта осуществлен. Академия выполнила все обязательства: проведены запланированные сокращения бюджетных ставок на 7,4% и увеличение заработной платы научным сотрудникам примерно на 60%. В настоящее время идет реализация второго этапа пилотного проекта.
Руководство Российской академии наук старается найти решение вопроса о сокращении существенного разрыва в оплате труда научных сотрудников и инженерно-технических работников и сотрудников вспомогательных подразделений. Руководителям учреждений РАН, председателям президиумов региональных научных центров РАН поручено увеличить с 01 сентября 2007 г. на 15 % стимулирующие выплаты этим категориям работников с обеспечением минимального размера оплаты труда 2300 рублей в месяц, установленного Федеральным законом РФ от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учрежденийМинистерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено до 1 июля 2008 г. разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда. После этого Президиум РАН примет соответствующее постановление.
По вопросу «массового сокращения численности работающих в организациях РАН»: прежде чем было принято постановление Правительства РФ от 22 апреля 2006 г. № 236, руководством Российской академии наук проводились консультации, встречи с профсоюзным активом. На этих встречах обсуждались пути повышения заработной платы научных сотрудников. Было принято согласованное с профсоюзом РАН решение о 20-процентном сокращении бюджетных ставок за счет перевода части сотрудников на неполную бюджетную ставку, компенсировав разницу в оплате труда из внебюджетных источников.
В результате по итогам первого и реализации второго этапа «пилотного» проекта в Российской академии наук было проведено сокращение бюджетных ставок по Центральной части и Региональным отделениям РАН в среднем до 7% в год.
По инициативе Профсоюза РАН, ряду организаций, находящихся в более сложных условиях в силу их месторасположения (Пущинский НЦ РАН, Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, С АО РАН и др.), был снижен норматив сокращения численности при реализации второго этапа «пилотного» проекта.
Что касается сохранения учреждений социальной сферы Российской академии наук, то необходимо отметить следующее. В Уставе РАН, принятым Общим собранием РАН и утвержденным Правительством РФ 19 ноября 2007 г., в качестве приложения представлен список подведомственных РАН организаций, в котором в том числе, включены и объекты социальной сферы. В связи с этим в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» ликвидация или передача организаций социальной сферы в ведение других организаций не может происходить без решения Российской академии наук.
Много споров в научном сообществе вызывает Приказ Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и РАН от 3 ноября 2006 г. № 273/745/68 «Об утверждении видов, порядка и условий применения стимулирующих выплат, обеспечивающих повышение результативности деятельности научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук». Недостатки, которые выявились при введении системы ПРНД, неоднократно обсуждались на заседаниях Президиума РАН, на Совете директоров, а также широким кругом научной общественности в средствах массовой информации. Эти недостатки системы ПРНД можно устранить путем внесения изменений и дополнений в Приказ после соответствующих обсуждений и согласований с Министерством образования и науки и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В связи с изложенным руководство Российской академии наук вправе рассчитывать на более активную и заинтересованную работу руководителей региональных организаций Профсоюза работников РАН совместно с администрациями научных организаций и учреждений РАН по разъяснению в коллективах положения дел и поиску путей решения вопросов улучшения условий труда и социальной защищенности сотрудников РАН, исходя из имеющихся в настоящее время возможностей.
Заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН член-корреспондент РАН А.Г. Толстиков