Главный документ РАН - устав наконец утвержден Правительством РФ, как того требует закон о науке. Постановление правительства по уставу, в свою очередь, пополнило ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность РАН. Поскольку прописанные в этом документе нововведения касаются в основном финансирования академии, “Поиск” попросил прокомментировать его содержание начальника Финансово-экономического управления РАН Александра Коношенко.
- Александр Иванович, почему финансовые вопросы вынесены из устава в постановление?
- Это сделано в соответствии с договоренностью между Академией наук, правительством и Минфином для того, чтобы при изменении в правилах финансирования РАН не вносить поправки в устав. А вот вопросы, связанные с уточнением статуса РАН, требуют законодательного закрепления, поэтому они будут прописаны в законе о науке. Поручение министерствам и академии подготовить такие поправки содержится в четвертом пункте постановления по уставу.
- Как повлияет на жизнь Академии наук новый механизм финансирования?
- На РАН и подведомственные ей учреждения перестанут распространяться положения Бюджетного кодекса РФ. В связи с этим институты получат более широкие права по распоряжению бюджетными средствами, но одновременно возрастет ответственность финансовых органов академии. Ранее расходы наших организаций контролировало казначейство, теперь нам самим придется вырабатывать и реализовывать механизмы этого контроля. Это возлагает на Президиум РАН и руководство наших учреждений дополнительные обязанности. Но игра стоит свеч: наделение академических структур правами получать кредитные средства и выступать в качестве учредителей других организаций наконец откроет перед ними возможность реального участия в инновационном процессе. К сожалению, эти права можно будет реализовать только с 2009 года, хотя у академии есть много проектов, которые хотелось бы запустить в ближайшее время.
- В постановлении упомянуты три вида субсидий, которые будут выделяться Академии наук. Поясните, на какие цели они пойдут?
- На самом деле, типов субсидий будет больше, хотя бы потому что РАН выполняет много видов госзаданий по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам. Это услуги подведомственных академии учреждений здравоохранения, образования, культурно-просветительских организаций. От нас требуют, чтобы академические организации социальной сферы имели плановые показатели - обязательства по количеству и качеству осуществляемых ими видов работ в интересах государства. Вместе с Минобрнауки и Минфином мы должны уже в первом квартале следующего года внести на утверждение правительства документ о порядке определения государственного задания по оказанию услуг физическим и юридическим лицам и предоставления субсидий на его выполнение.
Что касается госзадания по научным организациям, оно будет формулироваться в виде программы фундаментальных исследований госакадемий. Сейчас работа над первой такой программой завершается. Ее реализация запланирована с 2008 года, но субсидии по программе начнут поступать только через год, до этого сохранится прежний порядок финансирования научной деятельности. Годичный срок нам отпущен на согласование механизма выделения субсидий с Минобрнауки и Минфином.
- Речь идет только о согласовании? Разработка механизма уже закончена?
- Как только Президент РФ В.Путин в бюджетном послании Федеральному собранию упомянул о введении нового порядка финансирования госакадемий через субсидии, мы вместе с Минфином начали прорабатывать этот вопрос. Определенный опыт в этой сфере у РАН имеется: именно через субсидии государство финансирует академическое ЖКХ.
Принцип здесь такой: средства институтам будут выделяться под соглашение, в соответствии с которым они обязаны выполнить предусмотренные программой работы. Объем финансирования вытекает из программы: чем больше у организации обязательств, тем больше денег ей будет выделено. А порядок взаимодействия определит соглашение, в которое будет включена смета, подготовленная учреждением и утвержденная президиумом. Он же теперь вместо казначейства будет контролировать исполнение сметы, то есть правомерность произведенных расходов.
Финансирование будет приходить в институт одной строкой, без росписи по статьям, как раньше. Понятно, что управленческие таланты не у всех директоров одинаковы, поэтому необходимо будет вести постоянный мониторинг ситуации в организациях. Возможно, для этого будет создан специальный орган - своего рода внутреннее казначейство. Такую новую и очень серьезную деятельность Президиуму РАН придется разворачивать на фоне реструктуризации своего аппарата, который должен быть сокращен на 20 процентов.
- Судя по постановлению, усилится и внешний контроль за деятельностью академии...
- Да, у нас добавится проблем с внешней отчетностью. С 2009 года РАН будет сдавать консолидированный годовой отчет, включая данные по региональным отделениям, научным центрам и всем источникам финансирования. Поскольку академия выходит из сферы бюджетного учета, эта документация подлежит ежегодной аудиторской проверке, что прямо прописано в постановлении правительства. Затраты на такую работу, и немалые, лягут на бюджет РАН. Существовала договоренность, что нам добавят денег на аудит, но в окончательном варианте постановления из предложения “проверка осуществляется за счет средств федерального бюджета”, исчезло слово “дополнительных”.
- Найдется ли место в новой финансовой схеме для программ президиума?
- Конечно, найдется, ведь работа по программам президиума - это реализация конкурсных условий финансирования на уровне РАН. Доказывай, что твое направление самое перспективное и актуальное, - и получишь на его развитие дополнительные средства.
- Насколько соответствуют действительности сообщения ряда СМИ о том, что Академия наук будет принимать участие в распределении средств на всю науку в качестве госоргана?
- Это недостоверная информация: у академии нет такой функции, и она на нее не претендует, это прерогатива министерств и агентств. РАН может распределять средства только между своими организациями.
- В любых ли банках академические институты смогут размещать средства и брать кредиты с 2009 года?
- Банки будут выбираться по тендеру, в соответствии с законом о госзакупках. Таких вопросов, связанных с новыми условиями работы, нам предстоит решить великое множество. И если отстраивать и тестировать новую систему даже интересно, то управленческий персонал институтов остается только пожалеть. Два года назад все организации РАН перешли на новую систему бюджетного бухгалтерского учета. Мы провели большую работу по переучиванию бухгалтеров институтов, изменению информационного и программного обеспечения. А теперь все придется делать заново...