Пик кадрового кризиса в отечественной науке позади, и в страну вновь, как это было в 60-е годы прошлого столетия, возвращается мода на "физиков-лириков".
Такая обнадеживающая мысль прозвучала вчера в выступлении первого вице-премьера Сергея Иванова на форуме "Молодые кадры наукоемких отраслей инновационной России".
Для серьезного разговора будущих Курчатовых и Капиц пригласили в Московский инженерно-физический институт - знаменитый МИФИ. Сергей Иванов пообещал студентам и преподавателям, что в обозримой перспективе на базе этого вуза создадут федеральный ядерный университет, который станет единым центром подготовки специалистов для атомной отрасли России.
- Отрасль нуждается в инновациях и свежих мозгах. При всех наших проблемах ее гражданский и военный секторы остались уникальными. Здесь делают такие вещи, которые не делают нигде в мире, - объяснил первый вице-премьер.
Вообще вузы вроде МИФИ тянут на статус национальных научно-образовательных центров. С их помощью правительство надеется справиться с серьезными проблемами, мешающими инновационному развитию страны.
Средний возраст научных сотрудников в нашей стране перевалил за 40, кандидатов наук - за 50, а докторов и академиков - вообще за 70. По данным социологических опросов, из каждой сотни россиян только один назвал профессию ученого престижной, тогда как в Соединенных Штатах на этот вопрос положительно ответили более половины респондентов.
Сейчас повальное увлечение молодежи юриспруденцией и менеджментом, кажется, прошло, и ребята все чаще отдают предпочтение техническим специальностям. В определенной степени это связано с высокими заработками инженеров, особенно в сфере связи и информатики, нефте- и газохимии, энергетике. Однако помимо материального стимула молодежь, идущая в науку, получает и своеобразную "академическую надбавку" - возможность работать творчески. Первый вице-премьер вспомнил устоявшуюся в научной среде фразу: "Представляете, мы не только занимаемся интересным делом, но еще и получаем за это деньги". Как этот принцип реализуется на практике, корреспондент "РГ" выяснил у студента-выпускника факультета "Микро- и космофизики" МИФИ Антона Дьячкова. Параллельно с подготовкой дипломного проекта, он умудряется подрабатывать научной работой на кафедре. Совокупный доход студента - стипендия плюс зарплата - под десять тысяч рублей. Столько не каждый дипломированный инженер получает.
- Государство сейчас прилагает значительные усилия, чтобы создать благоприятные условия для академической и исследовательской деятельности, - заявил на форуме Сергей Иванов.
Вопрос стоит так: в ведущих научно-образовательных центрах страны надо сформировать жизнеспособные научные коллективы и создать современную лабораторную базу. Однако "размазывать" государственные средства по всем без исключения вузам - пустая трата финансов. Поэтому решено оказывать господдержку и привлекать частные инвестиции только после конкурсного отбора научных проектов, выполненных ведущими профессорами, доцентами и специалистами. Часть полученных средств пойдет на оплату труда сотрудников. По мнению первого вице-премьера, это поможет закрепить кадры в науке, образовании и сфере высоких технологий.
Чтобы господдержка талантливой молодежи обрела системный характер, подготовлена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Сейчас она проходит согласования, но уже известно, что в 2009-2013 годах ее планируется профинансировать 54 миллиардами рублей.
- Таким образом, результаты ее реализации в полной мере смогут ощутить студенты, которые выберут научную карьеру, - сделал вывод Сергей Иванов.
С некоторыми из них первый вице-премьер пообщался вчера в неформальной обстановке. Ребят, в частности, интересовало, планирует ли правительство поднимать стипендии аспирантам? Сейчас они получают тысячу рублей в месяц - всего на сотню больше студентов. Иванов согласился, что материальный стимул продолжать учебу слабоватый, и пообещал подумать не только над этим вопросом, но и по поводу служебного жилья для будущих ученых. Первый вице-премьер выступает категорически против финансовой уравниловки в вузах - тот, кто лучше учится, должен и больше получать. А еще Иванова беспокоит качество наших учебников, образовательный перекос в пользу инженеров и дефицит в стране опытных рабочих.