После принятия правительством ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы” президентская инициатива по подъему наноиндустрии наконец обрела более четкие очертания. У программы появился паспорт, в котором названы заказчики и разработчики, обозначена цель, определены задачи, объемы и источники финансирования, зафиксированы важнейшие целевые индикаторы и показатели, указаны сроки реализации, а также перечислены ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности программы. Напомним, что общий объем финансирования ФЦП составит 27 млрд 733 млн рублей на три года.
Среди госзаказчиков - шесть федеральных агентств: по науке и инновациям, по образованию, по атомной энергии, космическое, по промышленности, по техническому регулированию и метрологии, а также Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Координатор программы - Министерство образования и науки, оно же и ее разработчик наряду с Федеральным агентством по науке и инновациям.
Цель у нынешней программы - вполне конкретная: создание современной инфраструктуры Национальной нанотехнологической сети (ННС). Приборно-инструментальная, основная составляющая ННС будет профинансирована по полной программе, что называется, “под ключ” - от закупки необходимого оборудования до ввода его в эксплуатацию, причем основной, ударный транш приходится на 2008 год - начальный этап формирования ННС. Приоритетом будут пользоваться следующие направления: наноэлектроника; наноинженерия; функциональные наноматериалы и высокочистые вещества; функциональные наноматериалы для энергетики, космической техники; нанобиотехнологии; конструкционные и композитные материалы; нанотехнологии для систем безопасности. Удельную оснащенность (стоимость оборудования) одного сотрудника, занятого в исследованиях и разработках в рамках ННС, планируется довести до 860 тысяч рублей, при этом средний возраст научного и специального оборудования, приборов и устройств головных организаций отраслей в составе ННС к 2010 году не должен превышать пяти лет.
Расходы на информационную составляющую инфраструктуры ННС будут в течение трех лет расти, ведь между всеми звеньями системы, организованной по сетевому принципу, должны быть налажены четкое взаимодействие и обмен возрастающим объемом информации. Предусмотрены определенные средства на формирование системы методического обеспечения, регламентирующей безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов, а также гармонизирующей российские и международные нормативные документы и стандарты.
Но как можно вести речь о международных стандартах, спросила я руководителя Роснауки Сергея Мазуренко, когда столько разночтений в терминологии? Среди специалистов нет единого мнения даже по поводу употребления термина “наноиндустрия”, который фигурирует в названии программы.
“Да, есть проблема, - подтвердил он. - Мы сами долго спорили по этому поводу. Но все-таки оставили “наноиндустрию” - это более широкий термин, чем “нанотехнология”, он не ограничивает возможности в рамках этого направления программы. А вообще одна из проблем, которую в том числе будем решать в рамках программы, - разработка глоссария. Нам надо гармонизировать его с тем, который вырабатывают коллеги в других странах, а им, в свою очередь, гармонизировать с нашим. Если мы не договоримся в самом начале насчет терминов, то будет очень тяжело сотрудничать в дальнейшем”.
Планируется, что доля организаций, которые получат доступ к ННС в рамках программы, составит 90% от общего числа российских организаций, участвующих в исследованиях, разработках, производстве продукции наноиндустрии. В состав ННС входит головная научная организация - РНЦ “Курчатовский институт”, восемь головных организаций Роснауки, Росатома, Роскосмоса, других ведомств.
Основная функция “Курчатовского института” - координация исследований и разработок для формирования научно-технологической базы наноиндустрии. В его же компетенции - экспертиза конкурсных проектов и достигнутых результатов. Курчатовцы станут связующим звеном между головными организациями отраслей, фундаментальной и прикладной наукой, проектами гражданского и военного назначения, международного сотрудничества.
В рамках программы утвержден перечень из 42 инвестиционных объектов. В нем предусмотрены реконструкция имеющихся и строительство новых научно-исследовательских и научно-образовательных центров, открытие лабораторий, других объектов по всей стране - от Калининграда до Дальнего Востока.
Текущим управлением программой будет заниматься ее дирекция. Финансирование мероприятий ФЦП предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Руководит деятельностью по выполнению ФЦП министр образования и науки, он определяет формы и методы управления ею, несет ответственность за ее конечные результаты, рациональное использование средств.
Широкими полномочиями обладают госзаказчики программы. С участием РАН они формируют детализированный организационно-финансовый план для реализации программы, который уточняется дважды в год, организуют экспертные проверки мероприятий программы, осуществляют ряд других контролирующих функций. Для согласованных действий всех звеньев ННС создается координационный совет, возглавит который министр образования и науки или один из его заместителей. Положение о совете и его персональный состав должны быть утверждены еще до начала реализации программы, как и положение об управлении реализацией программы.
Каков же ожидаемый в 2010 году эффект? Доля продукции, произведенной на базе инфраструктуры ННС, должна составить 75% общего объема российской нанопродукции. Будут созданы новые материалы, участники программы должны получать ежегодно до 80 патентов, включая международные. Планируется организация сети центров коллективного пользования уникальным оборудованием, формирование информационной и методической базы ННС.
Предполагается, что в результате создания новых средств защиты окружающей среды, основанных на нанотехнологиях и наноматериалах, существенно улучшатся экологические показатели. Именно в индустрии наноструктур энтузиасты нового направления видят основной ресурс роста экономики и промышленности, отказа от сырьевого характера хозяйствования, в чем, надо отдать им должное, они смогли убедить политиков. Одним из значимых социальных достижений мегапроекта, считают разработчики программы, станет приток в наноиндустрию талантливой молодежи и даже возвращение в Россию тех, кто пока трудится за рубежом.
Представляя программу на заседании правительства, министр образования и науки Андрей Фурсенко сказал:
- Это отнюдь не традиционная федеральная целевая программа... По сути своей, нанотехнологии носят межотраслевой характер. Потому и развитие инфраструктуры этой индустрии требует совершенно иных подходов. Они отличаются комплексным характером, высокой сложностью управления, масштабами привлеченных средств. Ключевой момент здесь - организация контроля и координации. Предлагаемая нами система единого управления всем процессом формирования инфраструктуры наноиндустрии обеспечивает постоянный и действенный государственный контроль... Координацию работы Российской корпорации нанотехнологий осуществляет специальный наблюдательный совет, состав которого формируется по представлению президента и правительства, а также обеих палат Федерального собрания. Ключевая же роль в плане общей координации в рамках программы остается за Правительственным советом по нанотехнологиям.
Остается надеяться, что предложенная вертикаль мегапроекта будет эффективна, надежна и уже через три года принесет желанные плоды.