Уральские ученые свернули за гору
// Они предлагают перенести строительство железной дороги в рамках УПУП с востока на запад
Заместителю генерального директора корпорации УПУП Виктору Колеснику не нравится идея ученых о сокращении расходов на строительство железнодорожной магистрали
Коммерсантъ(Екатеринбург) № 156(3732) от 30.08.2007
Вчера ученые Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) предложили перенести строительство железной дороги, запланированное в проекте «Урал промышленный — Урал полярный» (УПУП), с восточного на западный склон Уральских гор. По их расчетам, «восточный» вариант нецелесообразен, так как не обеспечит рентабельности железнодорожных перевозок из-за невысокого грузопотока. В самой корпорации заявили, что менять планы не будут: существующий проект строительства дороги, который оценивается в 90 млрд руб. , уже прошел все согласования Экспертного совета по государственно-частному партнерству министерства транспорта РФ.
Вчера в Екатеринбурге прошел круглый стол «Есть ли основания сомневаться в перспективах проекта «Урал промышленный — Урал полярный»?». Уральские ученые критикуют проект полпреда Петра Латышева уже давно. Первый раз о том, что проект требует «серьезной доработки» они заявили полгода назад. Вчера представители УрО РАН представили новые аргументы несовершенства УПУП. Так, главный научный сотрудник отдела комплексных проблем природопользования института экономики УрО РАН Вячеслав Пахомов заявил, что строительство железнодорожной магистрали по восточному склону Уральских гор (Полуночная — Обская — „Ъ“), предусмотренное проектом, нецелесообразно, так как не обеспечит необходимый грузопоток. «Чтобы дорога окупалась, необходим грузопоток в 18-20 млн тонн в год. По нашим расчетам, нынешний вариант обеспечит грузопоток к 2015 году не более 9 млн тонн (2 млн тонн руды, 6 млн тонн нефти и газа, 1 млн тонн древесины — „Ъ“)», — отметил господин Пахомов. Дело в том, что основная часть месторождений на полярном Урале имеет категорию ресурсов Р1 (прогнозные запасы). «Прежде чем строить добывающие предприятия, необходимо произвести доразведку запасов, перевести их в разряд балансовых. Не исключено, что подтвердится лишь 20-25% от прогнозируемых запасов», — отмечает Вячеслав Пахомов. Так, по данным УрО РАН, из всех 294, 1 млн тонн хромовых руд месторождений, которые входят в проект, балансовые запасы составляют лишь 16 млн тонн. «Прежде чем строить дорогу, необходимо провести колоссальный комплекс геолого-разведочных мер , и только после этого имеет смысл строить дорогу. Иначе это будет второй БАМ — мертвая дорога», — подчеркивают в Академии наук.
Вместо строительства дороги по «восточному» варианту уральские ученые предлагают провести дорогу по западному склону Уральских гор. В частности от станции Троицко-Печорск до Соликамска, протяженностью 430 км. «Она обойдется намного дешевле, по нашим расчетам, в 20 млрд рублей (сейчас строительство магистрали Полуночная — Обская оценивается в 90 млрд руб. — „Ъ“), так как дорога будет проходить по возвышенным территориям, на которых уже есть лесовозные дороги, можно использовать часть насыпей», — отмечает директор проектного института «Уралгипротранс» Алексей Бизюков. По его словам, грузопоток по этому направлению уже практически сформирован — это уголь с печорского бассейна и бокситы из республики Коми для Богословского алюминиевого завода.
Между тем в УПУПе к рекомендациям ученых решили не прислушиваться. Как рассказал „Ъ“ заместитель генерального директора корпорации Виктор Колесник, пересмотра проекта не будет. «Мы свои доводы о необходимости дороги по восточному склону изложили экспертной комиссии, когда защищали проект в инвестфонде. По нашим прогнозам грузопоток дороги к 2020 году составит не менее 25 млн тонн в год. С этими доводами согласны эксперты многих ведомств», — отметил он.
А в пресс-службе ОАО «РЖД» подчеркнули, что проект строительства железной дороги, предложенный руководством УПУП, уже включен в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Хотя в приватных беседах источники „Ъ“ в РЖД признают, что обоснованного расчета грузопотока в компании не видели. «Построить дорогу, конечно, можно. Только четкого понимания, какие объемы грузов будут по ней перевозиться, у нас нет», — сказал источник „Ъ“ в РЖД.
Между тем в июле УПУП уже получил из инвестфонда 6, 5 млрд руб. на разработку проектной документации по строительству железной дороги к северным месторождениям.
Сергей Антонов
Урал промышленный — Урал полярный Проект «Урал промышленный — Урал полярный» представляет из себя комплекс мер по освоению минерально-сырьевой базы полярного и приполярного Урала (ХМАО и ЯНАО). В рамках проекта предполагается строительство транспортных магистралей: железнодорожных участков Полуночная — Обская, Обская — Бованенково, Обская — Надым, автодороги Тюмень — Салехард. Создание энергобазы генерирующих мощностей на 500 — 700 МВт и линий ЛЭП. На развитие инфраструктуры планируется не менее 100 млрд рублей на энергетику и 120 млрд рублей на транспортную инфраструктуру. Общая стоимость проекта не менее 500 млрд рублей.