На своем последнем перед летними каникулами заседании Президиум РАН принял постановление “О размерах должностных окладов и других условиях оплаты труда членов президиумов и работников аппаратов Президиума РАН, президиумов региональных отделений и научных центров РАН”. Этот документ, опирающийся на новую редакцию Закона о науке и вышедшее 25 июня Постановление Правительства РФ №398, дает основание для повышения зарплат управленческого персонала РАН до уровня научных сотрудников. Одновременно постановлением прописывается сокращение численности аппаратов президиумов на 20%. О том, какие зарплаты теперь будут получать чиновники РАН и на что могут рассчитывать другие категории сотрудников академии, рассказывает начальник Финансово-экономического управления РАН Александр Коношенко.
- Александр Иванович, известно, что руководство академии давно ставило вопрос о доведении зарплат аппарата управления РАН до уровня соответствующих должностных лиц федерального агентства. Но долгое время это предложение не проходило: в итоге жалованье академическим чиновникам не повышалось с 2003 года. Как удалось добиться положительного результата?
- Этим вопросом мы занимались четыре года: встречались, разъясняли, предъявляли свои выкладки. И постоянно натыкались на непонимание со стороны Минфина. Чиновники этого ведомства втолковывали нам, что условия работы в министерстве и академии несопоставимы. А вот в Минобрнауки нас поддерживали, особенно активно помогал заместитель министра Владимир Фридлянов. Поэтому мы не опускали руки, и, когда в прошлом году состоялась индексация на 30% зарплат бюджетников, работающих в управлении, но не являющихся госслужащими, мы от этой подачки отказались. Теперь очевидно, что, не пойди академия на такое временное ущемление интересов сотрудников, сегодняшнее радикальное решение не было бы принято...
- В чем оно заключается?
- В постановлении определены оклады работников аппарата президиума, но главное - новый порядок формирования зарплат, аналогичный существующему в системе госслужбы. Теперь наши сотрудники, как и государственные служащие, помимо по-прежнему небольшого оклада будут получать дополнительное денежное вознаграждение. В среднем эти доплаты составят примерно три оклада в месяц. Кроме того, по аналогии с надбавкой “за классный чин” у нас появятся выплаты “за квалификацию”, учитывающие наличие ученой степени, но только в том случае, когда она необходима по должности. Увеличивается размер доплат за особые условия труда и результативность: с 8,5 до 14 окладов в год.
В сумме зарплаты аппарата возрастут в 3-5 раз, но заоблачными они не станут. Так, моя зарплата как начальника управления и кандидата наук будет составлять около 30 тысяч рублей, что примерно соответствует цифрам, на которые в среднем мы планируем выйти по научным работникам к 2008 году. Эти рамки задавались сразу - достичь 80-90% зарплаты сотрудников министерств, но не допустить отрыва от уровня оплаты труда в институтах.
- Сокращение аппарата управления РАН - добрая воля академии или требование правительства?
- Новой редакцией Закона о науке академии предоставлено право самостоятельно определять численность работников. О своей готовности сократить аппарат на 20%, как в научных организациях, мы заявили сами и готовы выполнить эти обязательства.
При этом сокращения будут проводиться по существу. Пока зарплаты в управлении были низкие, серьезного отбора на должности не проводилось. Теперь определенная конкурентоспособность появилась, и это нужно использовать. Кроме того, в управленческой сфере РАН остро стоит вопрос совершенствования структуры. Чтобы платить людям больше, приходилось зачислять их на должности начальников отделов. Теперь все эти перекосы придется выправлять. С помощью коллег из Роснауки мы выработаем профессиональные требования, аналогичные существующим в агентстве, и проведем сокращение, руководствуясь этими стандартами. Поскольку, согласно постановлению президиума, пересчет зарплат аппарата должен быть произведен с 1 января 2007 года, компенсации будут рассчитаны для существующих должностей. А потом начнется кропотливая работа по встраиванию в новую “лестницу” каждого отдела и каждого человека.
- Академия наук создала прецедент, впервые воспользовавшись правом в рамках бюджетных возможностей самостоятельно определять численность и зарплату сотрудников. Не планируется ли распространить эту практику на другие категории работающих, например, сферы научного обслуживания?
- Постановлением правительства №398 нам увеличен фонд заработной платы членов президиумов и работников аппаратов президиумов. Мы можем принять какие угодно решения по другим категориям сотрудников, но бюджетных денег на это не предусмотрено. Другое дело - внебюджетные средства: здесь институты могут действовать в рамках предоставленных им прав.
- Произойдет ли в ближайшее время увеличение бюджетной составляющей зарплаты ученых, связанное с переходом ко второму этапу пилотного проекта?
- В Минобрнауки считают, что академия не выполнила требований первого этапа. Основные претензии сводятся к тому, что институты включают в свои положения о стимулирующих надбавках дополнительные позиции, не соответствующие трехстороннему приказу. При этом коллеги из министерства забывают, что в свое время мы с ними договорились относиться к Положению о надбавках как к рамочному документу, который академические НИИ могут уточнять в зависимости от своей специфики. Именно на этих условиях президент РАН согласился подписать трехсторонний приказ. Позиция тогдашнего замминистра Дмитрия Ливанова, публично выражавшего согласие с тем, что учреждения РАН могут вводить дополнительные показатели, зафиксирована, в частности, в стенограмме заседания Совета директоров институтов РАН.
После принятия устава академия, возможно, будет решать вопрос о введении второго этапа самостоятельно - в рамках законов о науке и о бюджете. Вряд ли целесообразно ставить условия материального обеспечения ученых и выполнение прямого поручения Президента РФ в зависимость от смены настроений чиновников.
- Судя по выступлению вице-президента РАН А.Некипелова на заседании президиума 26 июня, с прохождением программы фундаментальных исследований госакадемий возникли затруднения...
- Основная часть нашей программы, касающаяся научных направлений, структуры финансирования академии, бюджетных характеристик на трехлетний период, в ходе обсуждения с министерствами возражений не вызвала. Что же касается механизма управления программой и финансовыми потоками внутри госакадемий, здесь Минобрнауки предложило свой вариант. Он давно известен и заключается в том, что распределением средств по направлениям и программам, а также контролем над их расходованием должны заниматься не сами академии, а некий Совет по программе, созданный с участием представителей Минфина, Минэкономразвития и других субъектов власти.
Руководители РАН (опирающиеся на мнение Общего собрания), равно как и других госакадемий, с таким подходом не согласны. Это противоречит Закону о науке и Посланию Президента РФ Федеральному собранию, в котором подчеркнуто, что академиям должны предоставляться широкие права в расходовании средств по программам исследований. На заседании Президиума РАН было поддержано решение госакадемий о создании Межакадемического совета, от имени которого в ближайшее время планируется внести в правительство сводную программу фундаментальных исследований в противовес варианту, предложенному Минобрнауки.