04.07.2007
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНСТИТУТ ХИМИИ TBEPДОГО ТЕЛА
   
| | | | |
| | | | | |
 04.07.2007   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Новые материалы
Экология
Электротехника и обработка материалов
Медицина
Статистика публикаций


04.07.2007

26 июня состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук


26.06.2007

Научное сообщение «Мегапроект Урал промышленный - Урал полярный: новый этап». Докладчики: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе Латышев Петр Николаевич и председатель ГНИУ «Совет по изучению производительных сил», академик Гранберг Александр Григорьевич.




26 июня 2007 года


 состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук


 


Члены Президиума заслушали научное сообщение «Мегапроект Урал промышленный - Урал полярный: новый этап».


Докладчики: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе Латышев Петр Николаевич и председатель ГНИУ «Совет по изучению производительных сил», академик Гранберг Александр Григорьевич.


В начале своего выступления П. Н. Латышев напомнил присутствующим, что около полутора лет назад, выступая на заседании Президиума РАН, он представлял основные штрихи плана освоения территории Полярного и Приполярного Урала. В настоящем докладе речь пойдет о конкретных шагах, сделанных, в том числе и с непосредственной помощью РАН, за прошедшее время. Говоря о перспективах развития Уральского федерального округа в прошлом докладе, были названы проблемы, которые сдерживали это развитие, накладывали ограничения дальнейшего роста его экономики и возможных механизмах их решения. После длительного периода интенсивного развития регион, где сосредоточено ядро российского промышленного и оборонного потенциала, где производится 45% продукции российской черной металлургии, 42% цветной и 34% отечественного машиностроения, оказался в уязвимом положении. Основными причинами которого стали: истощение местной сырьевой базы, надвигающийся энергодефицит и неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры в северной части федерального округа, что в совокупности ведет к потере конкурентоспособности местных предприятий. Далее докладчик подробно остановился на каждой из указанных проблем.


Ввоз сырья. Местная сырьевая база, питавшая промышленность на протяжении трех столетий, находится на грани исчерпания. В настоящее время более половины сырья, потребляемого уральскими предприятиями, приходится везти с месторождений, удаленных на 2 - 3 тысячи километров. Значительная его часть завозится из-за рубежа. Из Казахстана ежегодно поставляется более 20 млн. тонн угля, из Казахстана и Украины – свыше 10 млн.тонн железной руды. От 70 до 100% потребностей в марганце, хроме и медном концентрате покрываются за счет поставок из Грузии, Турции, Украины и Монголии. Это ставит промышленность в уязвимое положение от позиции зарубежных государств, в зависимость от резких колебаний мировых цен. Достаточно сказать, что мировые цены на железную руду выросли с 1999 года втрое. Только в текущем году они выросли на 10%. При этом ожидаемый по прогнозам международных аналитиков в период с 2007 по 2011 годы рост мирового стального производства более чем на 20% дает основания ожидать сохранения роста цен на железорудное сырье. Аналогичная картина по большинству других стратегически важных для уральской и российской промышленности видов сырья.


Неразвитость транспортной инфраструктуры. Завоз огромного количества сырья создает излишнюю нагрузку на транспортную систему страны. Ежегодно для этих целей задействуется порядка 300 тысяч вагонов. Транспортная сеть уже не соответствует грузообороту. Например, в ситуации с транспортным коридором, связывающим северные территории Тюменской области с промышленно-развитыми регионами, когда отставание развития транспортной сети ведет к сдерживанию экономического развития.


Неразвитость энергетической инфраструктуры и энергодефицит. Существенные ограничения на параметры развития территории накладывает состояние энергетической инфраструктуры. Районы Севера УрФО относятся к зоне децентрализованного электроснабжения, где электроснабжение осуществляется от автономных маломощных электростанций без резервирования от энергосистемы. Это привело к существенной дифференциации уровня тарифов, от 1 руб. за Квт/ч в системе Тюменьэнерго до 15 руб. в зоне децентрализованного электроснабжения. Другим сдерживающим фактором становится угроза энергодефицита. По имеющимся прогнозам увеличение потребностей растущей экономики приведет в 2010 году к дефициту энергетических мощностей в УрФО в размере 4,5 Гигаватт.


Снижение доли машиностроения Комплекс этих проблем ведет к снижению конкурентоспособности высокотехнологичных производств. Достаточно сказать, что за период с 1990 года доля машиностроения в общем объеме производства промышленной продукции сократилось с 23,3% до 9%. В объеме экспорта федерального округа доля машиностроения составляет сегодня 1,9%, в то время как еще 20 лет назад она достигала 50%. При этом численность занятых в отрасли практически не сократилась, составляя почти полмиллиона человек. Отсюда отставание уровня жизни от стандартов, к которым мы стремимся.


Карта месторождений. Вместе с тем, почти все необходимые уральской экономике ресурсы находятся на севере региона, в объемах способных удовлетворить потребности не только Урала, но и всей российской экономики. Корень многих бед нашего развития в невозможности освоения ресурса, в буквальном смысле, лежащего у нас под ногами.


Проведенный совместно с региональными и федеральными органами власти с участием академии наук России анализ показал, что устранение существующих диспропорций развития может быть достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий, получившего название - проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». Проект предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов новой опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Сегодня он обрел реальные формы. Я хотел бы поблагодарить Юрия Сергеевича Осипова, Александра Григорьевича Гранберга, всех тех сотрудников Российской академии наук без кого эта работа не могла быть сделана с таким качеством и в столь сжатые сроки. Более того, только совместные усилия государства и науки позволили приступить к практической реализации планов, обсуждавшихся в обществе уже около столетия. Идеи которые сегодня рассматриваются как единый проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» были востребованы задолго до того как он обрел сегодняшнюю форму.


Впервые мысль о строительстве транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор с целью освоения богатых природных ресурсов территории, поднималась на уровне государства Сергеем Юльевичем Витте, министром финансов России, еще на рубеже 20 века, вторая жизнь была дана ей «Советом по изучению производительных сил» Академии наук СССР в 1941 году. Объективные обстоятельства не позволили тогда начать масштабную реализацию этих планов. В последующие годы, особенно после того как завершился этап начального освоения Западной Сибири на уровне регионов разрабатывались и частично реализовывались планы, связанные с решением локальных задач освоения Полярного и Приполярного Урала. На ряде перспективных участков проводились геологоразведочные работы, заработали в условиях Крайнего Севера предприятия «Конгор-Хром» и «Ямалзолото», «Полярный Кварц», разрабатывались программы размещения производительных сил, рассчитывались потоки миграции и трудовых ресурсов, исходя из перспектив развития Севера. Предприятия Среднего и Южного Урала рассматривали северные территории в качестве перспективных источников сырья. При этом, ощущая потребность в освоении ресурсного потенциала Полярного и Приполярного Урала, каждый из регионов действовал самостоятельно. Однако, практика работы показала, что результат может быть достигнут только на основе межрегиональной интеграции. Задуманные планы и проекты, возможно, оставались бы разрозненными и до сегодняшнего дня, но мощный импульс, заданный поручениями Президента России, данными им по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития УрФО, состоявшегося в мае 2005 года, позволил объединить усилия, соорганизовав их, подчинив общим целям и задачам. Глава нашей страны, обратив внимание на недостаточно эффективное использование потенциала федерального округа, указал на необходимость поиска новых подходов и привлекательных перспективных проектов, закладывающих прочный фундамент роста. После этого события благодаря государственному подходу руководителей субъектов Федерации, представителей науки и бизнеса продвижение вперед резко активизировалось. Была проведена, в том числе и с непосредственным участием РАН значительная подготовительная работа, результатом которой стали: активизация геологического изучения территории Приполярного и Полярного Урала, разработка проектов транспортной и энергетической инфраструктуры, организационное оформление проекта и получение политической поддержки этого начинания. Остановлюсь подробнее на каждом из этих направлений


В части геологического изучения территории Приполярного и Полярного Урала. Проведен анализ информации, накопленной десятками организаций, изучавшими недра Полярного и Приполярного Урала, дана оценка текущего положения дел. Осложняющим фактором работы являлась рассредоточенность информации по разным геологическим фондам. Анализ картотек изученности показал, что работы на территории региона в разные годы проводило около ста организаций, однако большинство из них проводило по 1-2 работы. В общей сложности в геологических фондах имеется более 2000 отчетов только по территории Полярного Урала. На основании полученных данных проведена переоценка ресурсов твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала. Дополнительно поставлены на государственный учет ресурсы железной руды – 12,1 млрд.т, бокситов – 433 млн.т, марганца – 310 млн.т, фосфоритов – 191 млн.т, хромитов – 52 млн.т. Такие полезные ископаемые, как уран, бокситы, марганец, фосфориты поставлены на учет впервые. Апробация в отраслевых институтах подтвердила огромный потенциал территории и стала ответом скептикам, утверждающим, что мы строим дорогу «в никуда». Мы отдаем себе отчет, что до оконтуривания месторождений и строительства горно-обогатительных комбинатов предстоит проделать еще много работы. Но сейчас мы уже опираемся не только на авторские оценки, а на заключения авторитетных отраслевых институтов. Они подтверждают правильность выбранного направления. Министром природных ресурсов Российской Федерации был утвержден «Комплексный план геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006-2009 гг.» в котором выделены следующие основные задачи: подготовка и реализация программы лицензирования объектов недропользования; расширение минерально-сырьевых баз определившихся рудных районов на основе проведения прогнозно-поисковых, оценочных и разведочных работ; выявление новых минерально-сырьевых баз путем реализации комплекса региональных опережающих геологических, геофизических и геохимических исследований; технологическая и геолого-экономическая переоценка месторождений нераспределенного фонда с целью активного их ввода в освоение. Комплексным планом предусмотрено значительное увеличение финансирования геологического изучения, поиска и оценки полезных ископаемых. Сумма выделяемых средств составляет 11,3 млрд. руб., из которых средства федерального бюджета составляют 3,2 млрд. рублей, средства субъектов федерации – 1,8 млрд., собственные средства компаний – 6,3 млрд. Это - настоящий провыв в геологическом изучении Приполярного и Полярного Урала, долгие годы не имевшего системного подхода в исследовании столь значительной и потенциально богатой территории Российской Федерации. На основе комплексного плана внесены коррективы в «Долгосрочную (2005-2020 гг.) государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья».


В части совершенствования транспортной инфраструктуры. Завершена начатая по инициативе аппарата полномочного представителя Президента и профинансированная из Тюменской областной программы «Сотрудничество», разработка технической части Обоснования инвестиций транспортного коридора «Урал Промышленный – Урал Полярный». Данная работа стала основой пакета документов, входящим в состав заявки для участия в конкурсе проектов, претендующих на государственную поддержку из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Железнодорожные линии, составившие основу проекта, были включены в Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 гг.)» и Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2020 г.


В части развития электроэнергетической инфраструктуры. С целью надежного электроснабжения существующих и вновь вводимых потребителей Полярного и Приполярного Урала в сотрудничестве с РАО «ЕЭС России» и администрациями Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов: подготовлено и заключено соглашение с РАО «ЕЭС России» о развитии электроэнергетики на Полярном и Приполярном Урале; подготовлен проект развития электроэнергетической инфраструктуры на Приполярном и Полярном Урале; разработана концепция развития энергетики Приполярного и Полярного Урала на базе местных углей Северо-Сосьвинских месторождений. Объекты, входящие в проект, включены в Генеральную схему размещения объектов энергетики на период до 2020 г. Разработано научно-аналитическое обеспечение оценки ресурсного потенциала территории, включающее схему размещения горнодобывающих предприятий.


В части организационных работ по реализации проекта создана управляющая компания в форме акционерного общества ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», участниками которого стали Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область. Попечительский совет ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», состоящий из полномочного представителя Президента и губернаторов Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО не реже раза в квартал обсуждает задачи по реализации проекта. В ближайшее время, в число акционеров вступят Свердловская и Челябинская области, которые намерены активизировать свое участие в решении вопросов, связанных с проектом. Нам удалось заручиться политической поддержкой проекта. В сентябре 2006 г. я сделал подробный доклад Президенту Российской Федерации по подготовке к реализации проекта. Глава государства высказал одобрение реализации такого масштабного проекта, подобного которому не было за последние 15-20 лет, и пообещал следить за нашими дальнейшими шагами. На VII съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» проект был поддержан как исключительно важный для российской экономики. Съезд принял решение считать проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» партийным проектом и для его успешной реализации разработать и утвердить инвестиционные механизмы, направленные на вовлечение в хозяйственный оборот минеральных и лесных ресурсов Северного Урала и Западной Сибири. В июне текущего года Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлов совершил рабочую поездку в гг. Салехард, Ханты-Мансийск, Челябинск с целью оценить готовность территорий к реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». В ходе поездки он подтвердил, что партия «Единая Россия» приложит все усилия для поддержки проекта и в будущем. На рабочей встрече по итогам поездки, с участием представителей бизнеса и власти, около 40 промышленных предприятий выразили желание участвовать в реализации проекта. Также в текущем году проект был представлен первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванову и получил от него позитивную оценку. Проведенная работа позволила вывести проектом на ту стадию, когда стала возможной подача заявки в Инвестиционный фонд Российской Федерации, наиболее подходящий для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.


Инвестиционная комиссия. 9 июня в рамках проведения XI Петербургского международного экономического форума состоялось заседание Инвестиционной комиссии по рассмотрению заявки на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Проект был признан соответствующим критериям отбора проектов реализуемых с привлечением средств Инвестиционного фонда. Комиссией было принято решение о выделении 6,5 млрд. руб. на разработку проектно-сметной документации по проекту. В итоге предпринятых усилий проект сегодня окончательно сформировался в виде взаимоувязанных мероприятий по созданию трех основных блоков проекта: транспортного, энергетического и освоения природных ресурсов.


Ядром транспортной инфраструктуры, создаваемой в рамках проекта, станет железнодорожная магистраль по восточному склону Урала: Полуночное - Обская, которая в совокупности со строящимися линиями Обская-Бованенково, Обская-Салехард-Надым создадут принципиально новую транспортную схему Севера Российской Федерации. Образовав транспортное кольцо, она по кратчайшему пути свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала, а также с зоной перспективной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал, обеспечит выход к Северному Морскому пути.


Основой энергетической инфраструктуры проекта станет создание четырех электростанций общей мощностью почти 2550 мегаватт работающих на местном сырье и необходимого сетевого хозяйства.


Минерально-сырьевой блок проекта включает в себя строительство порядка 60 горнодобывающих и обогатительных предприятий. Кроме того, часть этого блока составляет строительство предприятий лесоперерабатывающего комплекса.


Требуемый общий объем капитальных вложений для реализации проекта включая объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, а также комплекс добывающих и перерабатывающих предприятий составляет 543,8 млрд. руб. (в ценах 2007г. с учетом НДС). Главным механизмом реализации проекта станет государственно-частное партнерство. Предполагаемые источники финансирования: инвестиционный фонд – 105 млрд.руб.; субъекты Уральского федерального округа – 79,1 млрд.руб.; средства частных инвесторов – 359,7 млрд.руб. Особенностью проекта стало то, что в нем сочетаются интересы государства и бизнеса в лице крупных компаний. Эта заинтересованность имеет простое объяснение. Помимо того, что проект «Урал Промышленный – Урал Полярный» отвечает общим для всех интересам, для каждой из участвующих сторон в нем есть свои преимущества и перспективы.


Преимущества для государства. Показатели проекта, рассчитанные в соответствии с Положением об Инвестиционном Фонде Российской Федерации и подтвержденные независимым инвестиционным консультантом «Райффайзен инвестмент» подтвердили его высокую эффективность. Налоговые поступления в федеральный бюджет за период реализации проекта (2008 – 2018 гг.) составят 380 млрд. уб. при вложениях бюджета в объеме 105 млрд. руб. Срок возврата бюджетных средств 6 лет. На 1 рубль бюджетных средств привлекаются 3,5 рубля инвестиций. Реализация проекта обеспечит рост ВВП на 0,3%. В результате реализации будут достигнуты следующие основные цели общегосударственного значения:


Освоение геостратегически значимой территории и радикальное улучшение сырьевой базы промышленности. Будет решена проблема сырьевой импортозависимости промышленности России по железной руде, углю, хромитам, марганцевым и медным рудам, ряду других ископаемых. Их запасов в регионе нового хозяйственного освоения при текущем уровне потребления российской экономики должно хватить на срок более 100 лет.


Совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры Российской Федерации. Созданные в рамках проекта железные и автомобильные дороги обеспечат транспортную доступность новой минерально-сырьевой базы и сформирует новые эффективные схемы перемещения грузов. Строительство электростанций и линий электропередач будет способствовать решению проблемы энергодефицита и децентрализации электроснабжения.


Повышение конкурентоспособности промышленности, ускорение развития региональных экономик за счет их масштабной диверсификации. Разработка полезных ископаемых и освоение региона обеспечит загрузку предприятий, не только Урала, но Российской Федерации в целом, высвободит за счет снижения цен на сырье ресурсы для модернизации металлургической и машиностроительной отраслей и создания на их базе конкурентоспособных производств.


Помимо экономического предполагается достижение существенного социального эффекта. Работы в рамках проекта создадут около 66 тысяч новых рабочих мест, сформируют новый социально-культурный уклад на ранее неосвоенных территориях. Потребность в квалифицированных кадрах в свою очередь потребует ускоренного развития системы подготовки профессиональных кадров и стимулирования научных исследований и развития научно-исследовательской базы. Учет этой потребности уже заложен в региональные стратегии развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав УрФО. Существенно повысится транспортная доступность для жителей крайнего Севера.


Преимущества для субъектов Федерации. Будут устранены главные проблемы, сдерживающие развитие регионов. Реализация проекта для Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской области ведет к привлечению значительных инвестиций в развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Территории, благодаря развитию новых отраслей, смогут уйти от модели моноотраслевой экономики, повысить ее устойчивость. Строительство транспортного коридора исключит даже в теории повторение экспериментов, примером которых является осуществление части Северного завоза в 1995 г. подводной лодкой в поселок Харасавей. Новая дорога позволит усилить этот эффект за счет возможности вывезти огромные объемы уже добытой и лежащей в отвалах руды, что невозможно сейчас из-за слабой пропускной способности существующей транспортной сети. Челябинская, Свердловская и Курганская области, основу экономики которых составляют металлургия и машиностроение, смогут решить проблему сырьевой зависимости и повысить конкурентоспособность продукции за счет снижения цен на сырье, получить гарантированный заказ на поставки техники для нужд компаний, ведущих освоение Севера. Дополнительная потребность только для предприятий Челябинской области в железных рудах превышает 20 млн. тонн в год, в хромовых рудах 620 тыс. тонн, в марганцевых - 282 тыс.тонн, в цинковых концентратах - 180 тыс.тонн. Проблемы такого рода не только у тяжелой промышленности. Так, внесение фосфорных удобрений на 1 га пашни сегодня не превышает 5 кг, в то время как в развитых европейских странах 150-180 кг. Среди причин такого состояния дел и то, что производство минеральных удобрений в УрФО, не имеющем собственной сырьевой базы, сократилось с 1990 по 2006 годы в 14,1 раза с 356,8 до 25,2 тыс.т. Между тем, крупнейшее месторождение фосфоритов - Софроновское позволит на длительный период обеспечить потребности агропромышленного комплекса не только УрФО, но и всей России. Проект уже стал элементом межрегиональной интеграции как стержень Стратегии Уральского федерального округа, решение о разработке которой было принято на заседании Совета при полномочном представителе. В состав этого совета входят главы субъектов Федерации. входящих в федеральный округ. Проект концепции стратегии в ближайшие дни будет направлен в субъекты УрФО и до сентября-октября 2007 г. мы планируем его принятие на очередном заседании Совета.


Преимущества для бизнеса – это снижение себестоимости конечной продукции, повышение надежности поставок сырья, загрузка мощностей и в конечном итоге повышение эффективности работы. Горнодобывающие предприятия снимут существующие ограничения развития. Для примера, предприятие «Конгор-Хром», дочернее предприятие Челябинского электро-металлургического комбината, только за счет сокращения расстояния перевозок с сегодняшних 2600 км до 1300 км при введении в действие железнодорожной линии вдоль восточного склона Урала получит ежегодную экономию в 4 миллиарда рублей, которая скажется на конечной цене ферросплавов, производимых предприятиями Урала, Кузбасса, северо-запада России. Сегодня в ситуации, когда спрос на металлы и в частности ферросплавы устойчиво растет одно из старейших предприятий Свердловской области «Русский Хром 1915» находится в непростом финансовом положении, причиной которого стал дефицит сырья. Даже небольшие месторождения хромитов идут с аукционов, в которых участвуют по 6-10 претендентов. Предприятие - основа российской металлургии - Магнитогорский металлургический комбинат обеспечен собственным сырьем на 20%. В итоге десятки предприятий заявили о своем желании участвовать в реализации проекта, а двадцать один инвестор уже документально подтвердил готовность своего участия. Экономически эффективным освоение Полярного и Приполярного Урала нашли для себя ведущие российские предприятия: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат, Уральская горно-металлургическая компания, РАО ЕЭС, Газпром, Роснефть, ТНК-БиПи, Российские железные дороги и другие. Трудно себе представить, чтобы эти лидеры российской экономики ввязались в заведомо убыточное предприятие. Учитывая, что такая всесторонняя заинтересованность в сотрудничестве проявилась при разведанности территории нового хозяйственного освоения в 12%, потенциал проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» трудно переоценить. Буквально сегодня в жизни проекта начался новый этап – этап практической реализации. Сегодня будет подписан протокол заседания Инвестиционной комиссии, и материалы направлены в Правительство Российской Федерации для утверждения. Начнется период разработки проектно-сметной документации. Мы ставим целью выполнить эту часть проекта в предельно сжатые сроки – 1-1,5 года. Есть мнение отдельных экспертов, что силами российских научных и проектных организаций в столь сжатые сроки этого сделать невозможно и необходимо привлечение иностранных партнеров. Я же считаю, что эти мнения недооценивают потенциал российской науки. Уверен, что расширения масштаба участия в реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» Российской академии наук будет достаточным для решения стоящих перед нами масштабных и неординарных задач.


В области транспорта необходимо выполнение в этом году следующих проектно-изыскательских работ: выбрать, обосновать и согласовать трассу железной дороги на картах масштаба одна двадцати пяти тысячная и одна стотысячная; провести конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ; по согласованной трассе выполнить аэросъемочные работы и полосовую топографическую съемку по направлению трассы; оформить отвод земель под трассу; выполнить инженерно-гидрометеорологические и геологические изыскания, включая изучение материалов прошлых лет. Это очень значительный объем работ.


В области недропользования основной задачей является усиление участия ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный» в организации геологического изучения территории. Предполагается участие в конкурсах и аукционах на право пользования участками недр в рамках реализации проекта. В настоящее время объявлен конкурс на право пользования недрами на Яны-Турьинском участке (это железные руды в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра). Еще по пяти участкам Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры материалы находятся на рассмотрении в Роснедра. Корпорацией уже сейчас ведется подготовка на производство геологоразведочных работ на Яны-Турьинском железорудном участке и Тольинском буроугольном месторождении, работы начнутся в ноябре-декабре текущего года.


В области развития электроэнергетики планируется разработка единой программы развития Свердловской и Тюменской областей, ХМАО-Югры и ЯНАО на период до 2020 г. Предполагается значительное усиление информационно-коммуникационного сопровождения реализации проекта. В 2008 году мы должны закончить проектирование, согласование и утверждение проекта и перейти к строительству дорог и инфраструктуры. Для получения государственной поддержки на реализацию этого этапа - строительство железнодорожной линии Полуночное-Обская - мы снова, уже с готовой проектно-сметной документацией должны подать заявку в Инвестиционный фонд Российской Федерации для участия в конкурсе проектов. Для того чтобы все этапы работ были выполнены максимально качественно и в запланированные сроки, нам понадобится поддержка многих структур, и в том числе научного сообщества. Как я уже говорил, мы достаточно долго и продуктивно сотрудничаем с Советом по изучению производительных сил и Александром Григорьевичем Гранбергом. Работа над проектом стала примером прикладного характера исследований академической науки, стала вкладом в решение задач, поставленных Президентом России в Посланиях Федеральному Собранию последних лет, которые по многим направлениям напрямую обращены к науке. Вовлечение новых научных сил только усилит наши позиции. В процессе разработки проектно-сметной документации мы надеемся на участие наших отраслевых и академических институтов. Это не значит, что предыдущие этапы работы происходили без их участия. Существенный вклад в продвижение проекта внесли Всероссийский институт минерального сырья, Уральский институт металлов, Всероссийский научно-исследовательский геологоразведочный институт угольных месторождений (Ростов-на-Дону), Ленгипротранс (С-Петербург), Институт технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта ГИПРОТРАНСТЭИ (Москва), Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры (Тюмень), Уралгипрошахт (Екатеринбург) Сибирский научно-аналитический центр (Тюмень). На днях Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов, понимая нашу озабоченность в сохранении уникальных водных экосистем и минимизации экологических рисков при освоении северных территорий, предложил свой научный потенциал для решения поставленных задач. Предложений много. Мы давно ждем, когда Уральское отделение академии более масштабно включится в работу над проектом. К сожалению, пока мы больше слышим критику самой идеи, чем совместно работаем над проектом. Со стороны ряда институтов мы порой ощущали даже определенную оппозицию нашим действиям. Такое положение не может удовлетворять, учитывая, что цели нашей работы общие - развитие территории Урала и Западной Сибири, повышение эффективности использования ее ресурсов. 20 июня, на торжественном заседании, посвященном 75-летнему юбилею академической науки Урала и 20-летию со дня создания Уральского отделения АН СССР, Валерий Александрович Черешнев в числе приоритетных задач Уральского отделения назвал участие в реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Меня порадовала эта позиция. Мы открыты ко всем конструктивным предложениям и поддержим любые эффективные направления сотрудничества с академической наукой. Со своей же стороны мы предлагаем академической науке включится в работу по следующим направлениям. 1. Оценка месторождений твердых ископаемых Северного, Приполярного и Полярного Урала, предложения по их освоению и активизация геологоразведочных работ. 2. Разработка программы формирования промышленных кластеров с использование опыта работ Сибирского научно-аналитического центра и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 3.Новые технологии разработки минерально-сырьевой базы, дорожного и промышленного строительства в районах крайнего Севера. 4. Оценка экологического воздействия. Воздействия проекта на природные ресурсы (земельные, лесные, охотничьи, дикоросы). Промышленное использование лесных ресурсов 5.Расчет влияния проекта на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера и состояние традиционных отраслей хозяйствования. 6.Оценка природных факторов для жизнедеятельности населения. Расчет миграционных потоков и трудозанятости. Буду признателен, если в ходе сегодняшних выступлений будут предложены и другие направления нашей совместной работы. Подчеркну, что речь идет не только о создании новых технологий и оборудования, но и новых идей. В заключение хочу подчеркнуть, что благодаря союзу государства, науки и бизнеса новой России оказалось под силу начать реализацию идеи, которая считалась актуальной более ста лет, но воплощение, которой оказалось не под силу ни царской России, ни советскому государству. Уверен, что вместе мы сможем воплотить ее в жизнь.


 


Президиум РАН рассмотрел вопрос о присуждении премий имени выдающихся ученых 2007 года: имени И.Е. Тамма (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения физических наук) и имени А.С. Пушкина (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения историко-филологических наук).


Президиум РАН постановил:


- присудить премию имени И.Е. Тамма 2007 года члену-корреспонденту РАН Иоффе Борису Лазаревичу за серию работ «Барионы в квантовой хромодинамике».


Член-корреспондент РАН Иоффе Б.Л. является широко известным в мире физиком-теоретиком. Ему принадлежат важнейшие результаты в различных областях теории элементарных частиц. В конце 50-х годов совместно с Окунем и Рудиком им были получены важные результаты по несохранению четности в теории слабых взаимодействий. В середине 60-х им совместно с Грибовым и Померанчуком было найдено поведение сечений при высоких энергиях в теории сильных взаимодействий. В 1969 году Б.Л. Иоффе впервые показал, что процесс глубоко-неупругого рассеяния протекает в окрестности светового конуса. Это открытие оказалось исключительно важным для создания партонной модели и, в дальнейшем, квантовой хромодинамики. В работах, вошедших в цикл «Барионы в квантовой хромодинамике», впервые методы правил сумм были применены для описания низко-энергетических свойств барионов. Была продемонстрирована фундаментальная роль, которую играет нарушение киральной инвариантности. Полученная с учетом этих идей масса нуклона с точностью 15 процентов совпадает с экспериментальным значением. Соотношение между массой нуклона и киральным конденсатом является общепризнанным и носит название формулы Иоффе. В последующих работах Б.Л. Иоффе в рамках правил сумм КХД массы барионов и гиперонных резонансов были вычислены с еще большей точностью, так что в настоящее время общепризнанно, что нарушение киральной инвариантности есть основной механизм, ответственный за возникновение барионных масс. Большой резонанс получили работы Б.Л. Иоффе с соавторами в 1982-1985 гг., в которых в рамках правил сумм были впервые вычислены магнитные моменты, формфакторы и структурные функции нуклонов. В этих работах впервые была введена новая физическая величина – магнитная восприимчивость кваркового конденсата. Полученное в работах Б.Л. Иоффе с соавторами численное значение магнитной восприимчивости позволило вычислить магнитные моменты барионов в хорошем согласии с экспериментальными дан


Дизайн и программирование N-Studio 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я © 2004-2024 ИХТТ УрО РАН
беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок медицина, клиники и больницы, болезни, врач, лечение, доктор, наркология, спид, вич, алкоголизм православные знакомства, православный сайт творчeства, православные рассказы, плохие мысли, православные психологи рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок