В президиуме Российской академии наук пополнение. На пост и.о. вице-президента РАН решено назначить заместителя первого вице-премьера Сергея Иванова в правительственном совете по нанотехнологиям Михаила Ковальчука. Теперь ученые смогут беспрепятственно потратить в течение нескольких лет на исследования нанотехнологий 130 миллиардов рублей.
Сразу вице-президентом, к сожалению, Ковальчука сделать не смогли - по уставу, эта должность положена академикам, а он пока всего лишь членкор. Поэтому в кресле и.о. ему придется подождать либо статуса академика, либо поправок в устав РАН. Его пост официально будет называться "вице-президент по нанотехнологиям". Постановление о назначении будет подписано в ближайшие дни.
Гораздо важнее тот факт, что Ковальчук - главный кандидат на пост главы "Роснанотеха", создаваемой правительством госкорпорации, которая будет заниматься исключительно нанотехнологиями и получит на них из бюджета 130 миллиардов рублей (из них 30 - уже в 2007 году). Сумма эта, хотя в "Газпроме" таких корпораций может уместиться с полсотни, беспрецедентна для российской науки. Так, по данным "Коммерсанта", бюджет всей Академии наук составляет около 20 миллиардов рублей.
Многим странам подобная нанотехнологическая щедрость также не снилась. Для сравнения, лидер по подобному финансированию, правительство Соединенных штатов, в 2005 и 2006 годах потратило на "нанотех" по миллиарду долларов. В 2004 году правительства всех стран мира вложили в нанотехнологий 4,6 миллиарда долларов. Это примерно соответствует сумме, выделенной "Роснанотеху" на несколько лет.
Путин-технологии
Вся эта прорва денег быстро обрастает сопутствующим материалом. По сообщениям ехидных журналистов, в аспирантский минимум в МГУ даже включен вопрос "В.В.Путин и развитие нанотехнологий в России". С другой стороны, российский президент давно и действительно все чаще обращается к этой теме. Еще в мае 2006 года он заявил, что Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях.
Уже в конце февраля 2007 года чиновники разработали программу развития наноиндустрии до 2015 года. В документе говорится о "развитии экономики на основе нанотехнологий". Планы наполеоновские - к 2015 году объем продукции с использованием нанотехнологий должен составить триллион рублей, а значимая часть предусмотренного финансирования уйдет на фундаментальные исследования.
Много говорилось про нанотехнологии и 18 апреля 2007 года, на профильном совещании в Курчатовском институте, где присутствовали, в частности, директор института - уже знакомый нам Михаил Ковальчук, поспешивший заявить о надотраслевой природе нанотехнологий. Тогда же стало известно, что согласованная федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии до 2010 года" уже лежит в Минфине, который и будет искать деньги на проект.
Надотраслевое понимание сути проблемы уже в июне принесло Ковальчуку место заместителя вице-премьера Сергея Иванова в соответствующем правительственном совете.
26 апреля в послании Федеральному собранию Владимир Путин назвал сумму, которую следует выделить на нанотехнологии (и добавил, что она с учетом ФЦП вырастет до 180 миллиардов рублей), и призвал экономить при помощи "нано" невозобновляемые природные ресурсы. В поход за модными технологиями президент позвал страны СНГ, а в менеджмент нарождающейся наногоскорпорации - депутатов и сенаторов.
Затем Путин вспомнил о нанотехнологиях на вручении 12 июня Государственной премии Юрию Гуляеву и Владиславу Пустовойту, создавшим акустоэлектронику и акустооптику. По мнению президента, их работы станут основой успешного развития его любимого детища.
Стоит отметить, что академик Гуляев стоит на переднем крае российской науки не только в области акустоэлектроники, так как изучает электромагнитные поля, генерируемые клетками и многоклеточными организмами. Простыми словам, биополе.
Искусство быть смирным
Ранее некоторые из ученых протестовали против ввода в президиум правительственного "наноагента", считая, что это лишит академию свободы действий. Однако теперь все изменилось - госзаказы "Роснанотеха" будут раздаваться государственным же институтам, и членам Российской академии наук понадобятся для получения этих заказов все знакомства и связи, какие только возможны.
Кроме того, "нанотехнология" мало того что надотраслевое, но и чрезвычайно широкое понятие. Тот же Путин призвал использовать такие технологии в "авиа- и судостроении, ракетно-космической промышленности, атомной энергетике, медицинской технике и жилищно-коммунальном хозяйстве". Таким образом, в проектах многих конструкторских бюро и НИИ появится обязательная наночасть, под которую и будут выбиваться огромные средства.
Как сказал Владимир Владимирович, "сегодня для большинства людей нанотехнологии — это такая же абстракция, как ядерные технологии в 1930-е годы". Теперь эта абстракция определила научные моды на много лет вперед, фактически поставив Российскую академию наук в зависимость от одной из госкорпораций.
Остается надеяться, что эти моды правительство, которое вряд ли глубоко разбирается в нанотехнологиях, будет все же со временем менять. Иначе погрустнеют, например, те ученые, науке которых нанотехнологии без пользы.