ПРОЕКТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
представителей коллективов научных организаций 22 мая 2007 г. г. Москва
22 марта 2007 года в г. Пущино на совместном расширенном заседании Российского координационного комитета (РКК) профсоюзных организаций и общественных объединений отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров, Совета профсоюза работников Российской академии наук и Центрального совета общественного движения «За возрождение отечественной науки» был дан анализ положения в российской науке и выдвинуто требование к руководству страны о принятии срочных мер для устранения реальной угрозы утраты Россией своего научно-технического потенциала. Оценив положение как критическое, а работу Правительства Российской Федерации, начиная с 1991г., по основным направлениям государственной научно-технической политики как разрушительную, расширенное заседание внесло конкретные предложения руководству страны, имеющие целью вывести ситуацию из тупика. Решения, принятые в Пущино, широко обсуждались в научных коллективах, средствах массовой информации и получили поддержку. Однако органы исполнительной власти, которым были адресованы эти требования и предложения, не сочли необходимым на них реагировать. Тем самым продолжена традиция, которая уже дорого обошлась России, когда слова о кризисном положении науки не подкрепляются делами по его преодолению.
В апрельском 2007г . Послании Президента России приведены показатели бюджетных средств на развитие фундаментальной науки в объемах существенно ниже, чем даже утвержденный год назад в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций минимально-допустимый порог финансирования, возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики.
В проекте трёхлетнего бюджета ассигнования на гражданскую науку заложены на уровне в два раза ниже, чем утверждённым Президентом России в 2002 году документе было признано минимально необходимым для достижения главной цели государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу - перехода страны к инновационному пути развития. Экономика всё глубже закрепляется на поставках сырья за рубеж. Научная сфера и высокотехнологичные отрасли, в том числе оборонные, не получают в достаточной степени молодого пополнения, опытные кадры уходят, что ведёт к утрате уникальных знаний и технологий.
Государственная Дума вместе с Правительством Российской Федерации провалили законопроект об освобождении от земельного налога организаций государственных академий наук и их региональных отделений, тем самым отказав академиям наук в правах, дарованных государственной властью церквям и тюрьмам. Думой с подачи Правительства проводится кардинальный слом отечественной традиции высшего образования. Усиливаются тенденции закрепления в законодательстве ненаучного подхода к истории, искажения духовно-нравственного и культурного наследия народа.
Власть, похоже, устраивает положение, когда
при принятии решений общегосударственного значения не используются возможности и достижения современной науки;
нарастает отставание российской науки от мирового уровня по многим актуальным направлениям;
престиж и социальный статус профессии ученого снизился в России до уровня, не имеющего зарубежных аналогов;
разрушен кадровый потенциал науки, а талантливые молодые ученые покидают Россию.
Не решаются даже текущие, тактические вопросы развития науки. Правительство второй месяц не в состоянии утвердить Устав РАН и, следовательно, дать возможность перейти к выборам нового руководства Академии. Нарастает обеспокоенность ходом выполнения идеи Президента РФ 2005г. поднять в рамках т.н. «пилотного проекта» к 2008 г. поэтапно среднюю зарплату учёных до 30 тыс. рублей. Действия чиновников уже давно противоречат решениям Госсоветов и грозят утопить и эту идею Президента в бумажной волоките, причем:
декларированное повышение зарплат в Российской академии наук коснулось только научных работников, а это – не более половины работников Академии. На оплате труда по нищенской Единой тарифной сетке остались все инженерно-технические и административно-вспомогательные работники. Их оклады порой до сих пор не достигает прожиточного минимума, вынуждая искать подработку или покидать науку. Работникам же академических Президиумов вообще с 2003 г. зарплата не индексировалась;
необходимые для завершения первого этапа документы много месяцев лежат в инстанциях на согласованиях. Второй этап подъема зарплат так и не стартовал, а второй этап надуманных, но запланированных Правительством сокращений, особо сильно ударяющих по наиболее эффективным институтам, уже идет полным ходом. Ради проведения запланированного увеличения зарплат практически заморожены все незарплатные расходы, в первую очередь ограничены средства на обновление материальной базы исследований. Конкурсные программы финансироваться практически не начаты, грантовое финансирование остановлено, вновь ожидается ажиотаж расходов средств 2007 г в последние 2-3 месяца с угрозой их «пропажи» в конце года. Эта пропажа становится еще более реальной в силу требований норм Федерального закона ФЗ-94 о проведении конкурсов для всех расходов, усугубленных Постановлением Правительства №876 от 28.12.06;
не решается вопрос пенсионного обеспечения граждан, в том числе и работников науки, что препятствует омоложению научных кадров;
продолжается закреплённый новым законодательством бюрократический маразм с оформлением прав на компенсацию земельного налога, на получение кадастровых документов в местных администрациях, на приобретение самых простых вещей для ведения деятельности институтов.
Учитывая изложенное,
КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Продолжить обобщение и анализ предложений, имеющих целью исправление ситуации в научной сфере. Поддержать инициативу об организации в мае - сентябре 2007 г. интернет-конференции Советом директоров РАН и проведении осенью 2007 года конференции в Совете Федерации для выработки оптимальных способов поддержки государственного сектора науки.
2. В период выборной кампании 2007-2008 гг. информировать общественность о действиях законодательной и исполнительной власти по обеспечению стратегических национальных приоритетов, к числу которых Президентом России В.В.Путиным отнесены повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.
3. Организаторам Конференции обеспечить доведение информации о перечисленных проблемах науки до Президента РФ и добиваться встречи руководства страны для обсуждения требований и предложений, выдвинутых в Пущино 22 марта. При необходимости - организовать пикетирование администрации Президента Российской Федерации в Москве и представительств Президента в регионах при широком информировании общественности о кризисе научно-технической сферы России.
Председатель РКК А.С. Миронов
Председатель Совета Профсоюза работников РАН В.Ф. Вдовин
Председатель Центрального совета общественного движения «За возрождение отечественной науки» Б.С. Кашин