Российская трехсторонняя комиссия (РТК), в которую входят представители правительства РФ, объединений работодателей и профсоюзов, одобрила единые рекомендации по системам оплаты труда работников бюджетной сферы на 2007 год. Конечная цель документа - повышение реальной зарплаты бюджетников всех уровней.
В этом отношении члены РТК ориентировались на Послание президента РФ Федеральному Собранию 2005 года, в котором была поставлена задача в течение трех лет добиться повышения доходов работников бюджетных учреждений в реальном выражении не менее чем в полтора раза. Надо заметить, что в области здравоохранения уже виден существенный прогресс. Согласно данным Росстата за год (с ноября 2005-го по ноябрь 2006 года) начисленная заработная плата работников здравоохранения выросла почти на 38 процентов. Это первый и очевидный результат реализации национального проекта "Здоровье", в рамках которого в этом году была серьезно повышена зарплата медикам первичного звена.
Меньше выросла зарплата у представителей других бюджетных организаций. В образовании прибавка составила 30,6 процента, а у работников социальной сферы - 27,8 процента. Но главная проблема в том, что доходы бюджетников по-прежнему сильно отстают от доходов работников промышленного сектора. По данным Росстата, в октябре уровень средней начисленной зарплаты работников здравоохранения и социальных услуг составил 79 процентов от уровня зарплаты в обрабатывающих производствах, а работников образования - 69 процентов. И хотя за последний год это соотношение несколько улучшилось для бюджетников, тем не менее проблема остается.
Стороны социального партнерства установили в единых рекомендациях (и это отражено в федеральном бюджете на 2007 год), что заработная плата работников бюджетной сферы в будущем году - с 1 сентября - должна увеличиться не менее чем на 15 процентов. Однако в единых рекомендациях особо отмечается, что по настоянию профсоюзов стороны социального партнерства договорились о продолжении в первом полугодии будущего года переговоров в рамках РТК о повышении заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 года не менее чем на 20 процентов.
Другой вопрос, который волнует любого работника, - чтобы хорошая зарплата не только начислялась, но и вовремя выплачивалась. На 1 декабря, согласно официальной статистике, задолженность составила 5633 миллиона рублей. При этом львиную долю из этой суммы составляют долги предприятий внебюджетной сферы. Долг перед бюджетниками всех уровней составляет 345 миллионов рублей, или 6,1 процента общей задолженности. При этом чаще всего в должниках оказываются муниципальные власти - на местные бюджеты приходится почти 58 процентов всех долгов.
Единые рекомендации предполагают, что базовые оклады для федеральных государственных учреждений обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, для государственных учреждений субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов, а для муниципальных учреждений - за счет средств местных бюджетов. При этом правительство РФ обеспечивает финансовую помощь субъектам для выравнивания бюджетной обеспеченности.
Насколько единые рекомендации являются руководством к действию для работодателей и что последует, если они не будут выполняться? С этим вопросом мы обратились к представителям сторон РТК.
КОММЕНТАРИИ
Александр Сафонов,
директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы минздравсоцразвития России:
- Российская трехсторонняя комиссия ежегодно принимает единые рекомендации по установлению систем оплаты труда бюджетников. Как правило, в них говорится о повышении уровня зарплат в следующем году: кто, сколько и как будет их выплачивать. Хочу отметить, что субъекты РФ праве сами устанавливать системы и уровни оплаты труда для своих работников бюджетной сферы. Но есть и дотационные регионы, где без помощи правительства в этом вопросе не обойтись. Отрадно, что и федеральное правительство, и региональные власти практически всегда прислушиваются к нашим рекомендациям.
Надеюсь, так будет и в этот раз - с 1 сентября 2007 года мы рекомендуем увеличить фонд оплаты не менее чем на 15 процентов. Такое увеличение позволит повысить реальные денежные доходы населения страны.
Кроме того, впервые в рекомендациях появился пункт о введении отраслевой системы оплаты труда в каждом отдельном регионе. Она должна заменить устаревшую единую тарифную сетку, главным недостатком которой является негибкость - уровень оплаты труда для каждой категории сотрудников там не зависит от качества и количества работы. Новая же система позволит руководителю устанавливать именно ту зарплату, которую заслужил отдельно взятый работник. При этом должно быть соблюдено единство в подходе и не должен быть нарушен принцип - равная оплата за равный труд.
Свои сетки уже разработали Санкт-Петербург, Тюмень и несколько других городов. Но полноценный переход на отраслевую систему оплаты труда мы планируем не раньше 2008 года. В связи с этим весь следующий год в России по-прежнему будет действовать уже привычная единая тарифная сетка.
Михаил Шмаков,
председатель ФНПР, координатор профсоюзной стороны РТК:
- Работодателями у тех работников, о которых идет речь в этих рекомендациях, являются государственные структуры. И для них они являются значимыми. Понятно, что рекомендации - это только рекомендации. Практика показывает, что они выполняются практически полностью. Однако мы приветствуем, если эти рекомендации не выполняются. Конечно, я имею в виду только те случаи, когда принимаются свои, локальные акты по тарификации работ с более высокой оплатой труда. Такие несоответствия этим рекомендациям мы приветствуем.
Да, бывает, что работодатель, особенно муниципального уровня, не всегда справляется с обязательствами перед работниками бюджетной сферы. Как тут можно влиять? Во-первых, в рекомендациях сказано о том, что за выплату зарплаты работникам образования должны отвечать региональные правительства, и во многих регионах так оно и есть. Во-вторых, если региональный или муниципальный бюджет не платит зарплату, в соответствии с Трудовым кодексом необходимо прекратить работу до тех пор, пока не будут погашены долги по зарплате. К сожалению, этим еще не все пользуются. Это достаточно сильное лекарство для любого муниципального образования, для любого регионального правительства.
Дальше. Эти рекомендации приняты на федеральном уровне. Задержки по зарплате у федеральных бюджетников - это единичные случаи. Что касается тарификации заработной платы, то рекомендации выполняются на сто процентов. Если брать региональный и муниципальный уровни, то и в регионах, и во многих муниципальных образованиях сегодня уже есть свои трехсторонние комиссии. И мы добиваемся, чтобы они были во всех муниципальных образованиях. И конечно, трехсторонние комиссии регионов и муниципалитетов будут полностью опираться на эти рекомендации и соответственно спрашивать с губернатора, с главы правительства региона или с главы муниципального образования, чтобы положение бюджетников в этом муниципальном образовании было не хуже, чем в соседних и в целом по стране.
Практически явного противодействия рекомендациям никогда не бывает. И это показывает прошлый опыт. Ну а если будет ползучее противодействие, то мы будем соединять свои усилия и вразумлять нерадивых руководителей.
Мы считаем, что рекомендации будут реализованы повсеместно. Ну а там, где будут трудности, будем помогать с привлечением трехсторонних комиссий всех уровней.
Что касается зарплаты внебюджетных отраслей, то она регулируется тарифными соглашениями и коллективными договорами. Во внебюджетной сфере все тарифные системы, как правило, гораздо выше, чем Единая тарифная сетка. Исключение составляют предприятия малого и среднего бизнеса, где выплачивается серая зарплата в конвертах. Там формально зарплата ниже, но фактически она больше. Поэтому минимальный размер оплаты труда по предложению профсоюзов будетповышен до 2000 рублей с сентября. И дальше мы договорились продолжить переговоры, чтобы этот минимум начал действовать не с 1 сентября, а с 1 мая. Это во-первых. А во-вторых, чтобы и у бюджетников зарплата была повышена не на 15, а на 20 процентов.
|